klevoz.ru | страница 1страница 2страница 3страница 4![]() Настоящее издание, подготовленное коллективом преподавателей кафедры социологии и культурологии МГТУ им. Н.Э. Баумана, предназначено для помощи студентам в подготовке к семинарским занятиям по культурологии. В данном пособии аккумулирован опыт многолетнего преподавания культурологии в МГТУ им. Н.Э. Баумана, сделаны акценты на наиболее существенных для технического образования проблемах культуры. Культурология как учебная дисциплина социогуманитарного цикла университетского образования ставит задачу не только дать студентам знания об окружающем социокультурном мире, о механизмах культуры, ее ценностно-нормативных и регулирующих функциях, но и о возможностях применения этих знаний в жизнедеятельности отдельного человека. Логика изложения материала основана на требованиях программы и специфике подготовки студентов технического вуза. Возросший уровень культурологического знания требует новых методологических и методических подходов в преподавании этого предмета. Расширяется сфера применения интерактивных технологий, разнообразных информационных ресурсов и дидактических приемов, используя которые преподаватель способствует повышению участия студентов в конструктивном диалоге, способности к самостоятельному усвоению содержания курса. Для закрепления материала в конце каждой темы приведены специальные задания и вопросы для самопроверки. Авторский коллектив: Акимова И.А. (тема 3, 15), Багдасарьян Н.Г. (тема 1, 14), Васильева С.И. (тема 12), Гаврилина Е.А. (тема 8, 10), Литвинцева А.В. (тема 2), Моторина И.Е. (тема 5, 6), Ореховская Н.А. (тема 11), Панина Г.И. (тема 9), Садыхова Л. Г. (тема 13), Трипольский В.Б. (тема 7), Чернышева А.В. (тема 4, 16).
План семинарского занятия 1. Сущностные характеристики культуры 2. Смыслы культуры. 3. Методы структуризации культуры и основные модели. Ключевые слова: сущность и структура культуры, модели структуры, критерии моделирования, субкультура, маргинальность, функции, смыслы культуры. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Обязательная литература:
Дополнительная литература:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. При подготовке к вопросу о сущности культуры, можно опереться на блестящий анализ американского антрополога Дж. П. Мердока (1897-1985), который в 1965 году опираясь на междисциплинарные исследования Института человеческих отношений, выделил семь базовых, фундаментальных характеристик культуры. Вот они: 1). Культура передается посредством научения. Это означает, что культура - не врожденное свойство человека, она не передается биологически. То есть, это внебиологическое свойство индивида. 2). Культура прививается воспитанием. Все животные способны к научению, но, видимо, один лишь человек умеет передавать приобретенные привычки своему потомству 3). Культура социальна. Культурные привычки сохраняются во времени благодаря тому, что они разделяются людьми, живущими в организованных коллективах, или обществах, и сохраняют свое относительное единообразие под воздействием социальных факторов. 4). Культура идеационна. Групповые привычки, составляющие культуру, в значительной степени концептуализованы как идеальные нормы поведения. 5). Культура обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей и вторичных потребностей, возникающих на их основе. 6). Культура адаптивна. Она с течением времени приспосабливается к географической среде, вместе с тем, влияние среды уже не воспринимается как движущая сила культурного развития. Кроме того, культура адаптируется к социальной среде соседних народов посредством заимствований и реорганизации. 7). Культура интегративна. Будучи одним из продуктов процесса адаптации, элементы данной культуры имеют тенденцию образовывать согласованное и интегрированное целое. 2. Н. А. Бердяев определял смысл культуры как борьбу вечности со временем: культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально. Именно поэтому закономерностью культуры является увековечивание, непрерывность, преемственность. Проблема смысла или, правильнее сказать, смыслов культуры — одна из ключевых в современном познании. Культурный мир, возникая на материале мира природы, приобретает качество, которого природный мир не знает, — смысл. Смысл — это содержание мысли, следствие, результат интеллектуальной деятельности, выраженной в идеях, предметах, отношениях, знаково-символических формах, упорядочивающих хаос. В ракурсе науки смыслы культуры можно классифицировать по разным основаниям: 1) по характеру содержания — и тогда выделяются интеллектуальные и эмоциональные смыслы; 2) по способу восприятия — рациональный и интуитивный, ассоциативный и эстетический способ поиска смысла; 3) по вектору адресации — универсальный, общекультурный, этнический уровни; уровень субкультуры, семьи или конкретного индивида; 4) по специфике языка, посредством которого выражена культурная информация, — естественные, этнические языки, искусственные, специализированные или художественные. Вся культура может быть рассмотрена как пространство, в котором идут процессы смыслообразования, но в нем одновременно присутствуют и взаимодействуют между собой результаты, или продукты, этих процессов. Всякий артефакт (искусственно созданный объект: материального свойства, образец поведения, художественный образ и т.п.) обладает параметрами значений, которые выражены в тех или иных семиотических кодах культуры (подробнее об этом см. Тему «Язык культуры»). Любой материал в мире культуры представляет не столько себя, сколько иное, смысловое пространство культуры; он существует, разворачивается и описывается в рамках бинарного кода, в основе которого лежит антропологически заданная оппозиция «я — другое». И это «другое» содержит тайну. Через ее раскрытие и выявляется смысл. Не всегда тайна поддается разгадке, она может остаться вещью-в-себе, и тогда смысл остается не явленным. Перед каждым человеком возникает проблема декодирования: от того, насколько успешно он справится с этой задачей, зависит его духовное, да и материальное состояние, потому что понимание смыслов деятельности в культуре задает человеку горизонт самореализации. Чтобы обрести способность раскрывать смыслы, надо включиться в сферу познания трех взаимосвязанных процессов: генерации (производства), функционирования и интерпретации культурных образцов. Необходимо знание языка и логики мышления, посредством которой создавался «культурный факт», а значит, освоение различных типов рациональности. В повседневной реальности рациональность как система правил и норм есть необходимое условие существования общества. 3. Когда речь идет о структуре культуры, то имеется в виду, что устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, институты, группы, статусы и т.п.) находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабильность социокультурной системы, ее воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта. Культура может быть структурирована по разным основаниям. Это будет определять специфику структурной модели. В рекомендуемом нами учебнике предложены пять моделей структуры культуры. Модель первая: в качестве критерия взяты сферы общественной жизни: политическая, экономическая, правовая, религиозная, научная, техническая, художественная. Модель вторая основана на критерии ценности. В системе ценностей иерархически выделяем устойчивое ценностно-смысловое ядро и изменчивую периферию. Имеется в виду, что иерархия — приоритетный порядок, который определяет своеобразие мироощущения, мировосприятия и мировоззрения, самобытность образа жизни, жизненных практик и повседневных идеологий носителя конкретного менталитета. Ядерную часть образуют некие первичные «смыслы», «образы», «образцы» — базисные элементы культуры, формирующие ее константные модели, — или, иначе говоря, этнокультурные архетипы. Они определяют особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа. В этнокультурных архетипах аккумулируется коллективный опыт народа. В периферии сосредоточены новообразовавшиеся или перенесенные из других культур ценности, смещения в иерархии.
В структуре культуры выделяются две области: обыденной, или повседневной, и специализированной культуры. В свою очередь, в специализированной деятельности можно выделить три функциональных блока: 1) культурные аспекты социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); 2) социально значимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура); 3) каналы трансляции социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая коммуникация). В обыденной культуре выделены аналоги специализированной деятельности. Посредством коммуникативных каналов происходит обмен продуктами культуры. Задания:
Вопросы для самоконтроля: 1. Каким образом можно определить сущностные характеристики культуры? 2. Дайте интерпретацию каждой из характеристик, выделенных Дж. Мердоком. 3. Каковы смыслы культуры? Какие подходы существуют к определению смыслов? 4. Назовите критерии структурирования культуры и проблемы, возникающие в этом процессе. 5. В чем необходимость определения разнообразных моделей структуры культуры? 6. Каковы культурные компоненты общества, «культурные образцы»? 7. Чем принципиально отличаются обыденные и специализированные представления о культуре? 8. Каков критерий выделения в культуре элитарной и массовой сфер? Приведите примеры. 9. Поясните понятия элиты, субкультуры, маргинальности. Тема 2.ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Цель занятия: осмыслить реальное многообразие культур в современном мире, проблемы их взаимодействия и тенденции развития мирового культурного пространства в условиях глобализации. Задачи:
План семинарского занятия
Ключевые слова: автономия; антиномия; тип; типологизация; типология; единство многообразия; критерии типологизации; локализм; общность и уникальность культур; культурный диалог и др. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Обязательная литература
Дополнительная литература
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Обратите внимание на два разных варианта трактовки планетарного историко-культурного процесса. Один из них: единой истории человечества не существует, культуры сменяют друг друга, каждая из них живет обособленной, отличной от других культур, жизнью. Процесс культурной исторической жизни не однолинеен: лини развития культур расходятся (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Э.Трельч). Другая точка зрения исходит из идеи универсальности всемирной истории. В многообразии мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (Вольтер, Ш.Монтескье, Г.Лессинг, И.Кант, И.Гердер, В.Соловьев, К.Ясперс). главный аргумент этой позиции признание того, что культура есть содержание человеческой жизни, а люди, где бы они не жили, размышляют об одном: как устроить свою жизнь и жизнь окружающих наилучшим образом. Полярные эти позиции и дискуссии между их сторонниками связаны с разным пониманием общего в мировой культуре и столь же различным толкованием единства. Если понимать общее как существующее наряду с единичным, вне каждой отдельной культуры, а единство трактовать как единственность, единственную общечеловеческую культуру, то такой общечеловеческой культуры, безусловно, нет. Если общее понимать как совпадение основополагающих аспектов жизнедеятельности людей, то тогда можно говорить о наличии общих тенденций в многообразии культур. Постарайтесь осмыслить, что в практике общения носители разных культур эта проблема оборачивается поиском причин «непонимания» и «отчужденности» и в конечном счете - возможностью выстраивания культурного диалога. При осмыслении понятия тип культуры, вспомните, что с термином тип Вы встречались неоднократно. В математике мы имеем дело с разными типами задач; в информатике- типами языков; в механике- с типами передач движения; в литературе- с типами личностей разумного эгоиста и лишнего человека, типом русского дворянства; в истории- типом русского демократа- разночинца. Важно понять, что тип объединяет элементы по общему для них признаку в одну группу. В тоже время типовая характеристика отличает это множество от других групп общностей. Таким образом, тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество от других. А метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур группируется в различные множества или типы, это типологизация. Типологизация есть классификация социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим признакам. Результатом такой классификации является оформление некоторой системы выделенных типов культур, которые и есть типология. Подчеркните, что следует различать типологизацию культур как метод культурно-исторического анализа и типологию как систему выделенных типовых моделей культур. Методология типологизации блестяще была разработана М.Вебером: его «идеальный тип» продолжает выступать логико-познавательной характеристкой любого типа культуры в его абстрактно-теоретической идеализированной форме.
Охарактеризуйте другую - региональную типологию культур (западно-европейскую, латино-американскую, африканскую и т.д.), основанную на пространственно-географических критериях. Хронологическо-временные критерии обуславливают выделение таких типов культур как: культура первых людей (древняя или первобытная), античный тип культуры, культура средневековья, культура Возрождения, культура Просвещения, культура Нового времени, модернистская культура, постмодерн. Дайте аргументацию логической последовательности смены данных типов культур. Сегодня распространенной является типологизация культур, основанная на выявлении места и роли той или иной культуры в социальном взаимодействии. В этом случае критериями становятся предписанность (следование культурном образцу); универсализм - стандартизация; специфичность - диффузность как реакция на ситуацию, в соответствии с которыми выделяют консервативно-традиционный тип культуры или инновационно-мобильный. Такая типология высвечивает технологию взаимодействия и динамики культур внутри культурной целостности. Проанализируйте типологию культуры, в основе которой лежит СОЦИАЛЬНЫЙ критерий - преобладание в культуре индивидуального или коллективистского начала, в соответствии с которым выделяют индивидуалистические или коллективистские культуры. Укажите специфику каждой из них, отметив, что в индивидуалистических культурах принято полагаться только на себя, заботиться преимущественно о себе и своей семье, акцент в таких культурах делается на индивидуальные достижения и инициативу. В коллективистском типе культуры, наоборот, индивидуальное поведение скорее подчиняется групповому стандарту; осуществляется и четко осознается деление на «своих» и «чужих», прослеживаются отличия в оценках «своих» и «чужих» (так называемый «двойной стандарт»). Подчеркните, что эта типология позволяет выявить природу социокультурных связей и изменений в обществе и культуре, понять возможности точек конфликтов и напряжений, а значит, и наметить пути их преодоления через культурный диалог. К этой социально-критериальной типологии культуры близок информационно-коммуникативный подход, в котором критерием деления культур на типы выступают формы обмена информацией, позволяющие выделить культуры с высокой и низкой степенью зависимости от социокультурного контекста. Например, Дж.Хофстед в качестве такого критерия выделил степень избегания информационной неопределенности. По его мнению, культура с высокой степенью избегания информационной неопределенности обладают нетерпимостью к двусмысленности, приверженностью к жестким правилам, абсолютной истине, а в эмоционально-психологическом аспекте избегают конфликтов, агрессивности, эмоционально более сдержанны. Культуры же второго типа отличаются гораздо большей терпимостью к расхождению во мнениях, более высокой степенью риска, большей эмоциональностью и свободой выбора. Такая типология дает возможность проследить точки психологического напряжения, найти регуляторы для его снятия, выявить мотивы поведения и характер ожидаемой активности. Интересная типология культуры представлена в исследованиях Э.А.Орловой по критерию функциональной роли и механизма осуществления основных форм мышления. В одном из выделенных ею типов культуры преобладают абстрактные, а в другом -ассоциативные формы мышления. Соответственно в первом типе культуры доминируют универсализм, концептуализация, обобщение, а во втором - партикуляризм, т.е. специфическое, уникальные неповторимые характеристики культуры. Такая типология позволяет определить как в той или иной культуре определяется выбор способа решения проблемы. В связи с утвердившимся аксиологическим подходом в понимании культуры во второй половине XX века, наиболее признанной, плодотворной, основополагающей и, возможно, в какой-то мере интегративной является типология культур, в которой в качестве критерия выделяют приоритетность, доминирование тех или иных ценностей. Именно этот критерий и положен в основу обобщенной типологии культур «Запад-Восток». Рекомендуем Вам составить сравнительно-сопоставительную таблицу приоритетных ценностей Западной и Восточных культур. С другими критериальными основаниями типологизации культуры можно ознакомиться, обратившись к источнику 2 в обязательной литературе, с.73-74. Завершая рассмотрение вопроса, сделайте вывод, что оснований для типологизации культуры множество, и каждая типология решает определенные познавательно-исследовательские задачи. Этим и объясняется наличие в современном культурологическом знании различных типологий культур.
Обратите внимание на то, что культурный диалог предполагает психологическую способность «приподниматься» над ценностями своей культуры, смотреть на другую культуру с позиций ценностей этой - другой – культуры, несколько отстраняясь от своих ценностей. Поскольку сделать это чрезвычайно трудно, поразмышляйте над тем, возможен ли культурный диалог в современном многополярном мире, а если возможен, то при каких условиях, какие факторы человеческого бытия могут сделать его осуществимым. Задания
Вопросы для самоконтроля.
Тема 3. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ Цель занятия: изучить современные подходы к изучению типологии культуры раскрыть специфику их проявления в современных условиях. Задачи:
План семинарского занятия:
Ключевые слова: дописьменное общество, книжная культура, экранная культура. «глобальная деревня», традиционная культура, модернизация, христианство, ислам, буддизм. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Обязательная литература Культурология: Учебник для студентов технических вузов. Под ред. Н.Г. Багдасарьян. Изд.5-е. М.: Высшая школа, 2007 Дополнительная литература
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт с помощью устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека». Поэтому здесь восприятие мира и все формы общения основаны на слухе и других органах чувств. Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира — синкретическое. В дописьменных культурах особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам. Они построены на обычаях и коллективном опыте, выступающих как форма социальной памяти. Поэтому дописьменная культура придаст большое значение природным приметам, которые помогают запомнить время начала сельскохозяйственных работ, ориентирована на материальные предметы и вещи, помогающие сохранять приобретенный опыт (форма вещей непосредственно связана с материалами, из которых они сделаны, а значит, и с технологией изготовления). Важнейшим средством общения и передачи информации здесь является язык, который не только обеспечивает непосредственное общение людей, их трудовую деятельность, но и создаст предпосылки для формирования духовной сферы культуры. Этот период в истории культуры самый длительный. Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер. Древний Египет) около IV тысячелетия до н.э. и существуют в наше время. Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры. Зарождение письменности существенно меняет культуру, стимулируя развитие и распространение рационального знания, расширение социальных отношений, возникновение социальных иерархий и формирование национального государства. Кроме того, письменность является самой эффективной формой коллективной памяти. В развитии письменной культуры особым этапом становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде линейной перспективы. Не слух и осязание, а зрение стало определять образ мира наступившей эпохи. С этого времени все больше людей получает возможность приобщаться к любым знаниям, в европейской культуре окончательно закрепляется доминирующее положение науки, следствием чего является развитие техники и промышленная революция. С тех пор начались процессы фрагментации общества и отчуждения человека: печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. Кроме того, книга стала первым стандартно воспроизводимым товаром, т.е. первым продуктом массового производства. Экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, усилив значение осязания и слуха в общении с другими людьми, возвратив культуру к устной традиции. Однако ее принципиальное отличие от первобытности состоит в том, что установлена глобальная коммуникативная сеть. Поэтому экранную культуру можно назвать информационной культурой, и она дает возможность каждому человеку, располагающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из дома. Она упрощает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях. Эти технологии, соединенные с аудиовизуальными средствами, создают целый мир поведенческих моделей, которые ежедневно на работе и в быту окружают человека и программируют его деятельность во все возрастающих масштабах. Открыт доступ любому человеку, в любой точке Земли к базам данных и знаний, если он имеет компьютер для ввода и вывода информации, включенной в единую интегрированную систему связи. Благодаря подобным интеллектуально-технологическим системам цивилизация и культура переходят в принципиально новое состояние — глобальный гиперинтеллект (индустрия данных и знаний). Компьютеризация создаст технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение компьютером является второй грамотностью, повышающей интеллектуальные и творческие способности человека. В этом мире люди вновь начнут ощущать себя единым целым, коллективом, в котором нет места результатам «тирании визуального восприятия» — изоляции, индивидуализму и подавлению меньшинств. Эти идеи легли в основу концепции компьютерной демократии, в которой информация олицетворяет власть. Движущими силами новой революции выступают электронные СМИ, прежде всего телевидение. Именно TV, по Маклюэну, позволило человечеству вернуться в дописьменную общину, «глобальную деревню», где информация доступна всем и получить ее можно практически мгновенно. В этом мире непрекращающегося хеппенинга человек уже не в состоянии строить свое мировоcприятие, как раньше, — последовательно, шаг за шагом. Ему приходится учитывать сразу все факторы, а поскольку времени на их анализ нет — полагаться на интуицию, завороженно уставившись в мерцающий ящик («общинный костер»).
Традиционные культуры характеризуются замкнутостью и изолированностью от других культур, которые воспринимаются как чужие и враждебные. Главным принципом отношений между людьми в такой культуре является принцип солидаризма – честности, справедливости и уважения к членам своей культуры. На людей другой культуры этот принцип не распространяется. В традиционных культурах интересы индивида подчиняются интересам общества, что порождает низкую степень развития личностного начала в этих культурах. И поэтому важнейшим моральным регулятором поведения является чувство стыда, а не вины. Чувство стыда вызывается озабоченностью индивида тем, как его поступки будут оценивать люди его группы, а чувство вины выражает озабоченность индивида своей внутренней правотой. Традиционные культуры ориентированы на сохранение традиций как основных регуляторов общественной жизни, что исключает любые нововведения. По этой причине происходит консервация социокультурных структур и отношений. Важнейшей ценностной характеристикой человека в традиционной культуре выступают кастовые, сословные и религиозные разделения, иерархия которых зафиксирована в сознании каждого члена общества, регулируя его отношение к выше- и нижестоящим в данной ранговой системе. Становление модернизированной культуры основывалась на капиталистическом способе производства и широком применении новой техники и технологий. Стремление к инновациям предполагает отказ от старых традиций, в этом проявляется важнейшая особенность модернизированной культуры. Новые общественные условия формируют и новые культурные ценности. Это ориентация на достижение личного успеха, соперничество капиталов и статусов, что, в свою очередь, т.е. ориентация на индивидуализм, признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства. Модернизированная культура порождает и новый общественный строй – современное демократическое общество, гарантирующее своим членам гражданские, политические и имущественные права.
В основе этой типологии культуры лежит разделение по духовно-религиозному признаку. Религия определяет мировоззренческие и социальные установки, формируя свои представления о жизни и смерти, сакральном и мирском. Самые крупные религиозные типы культур соответствуют трем мировым религиям: христианству, исламу и буддизму. Для христианской культуры характерно представление о векторной направленности мировой истории, в которой центральную роль играет приход Спасителя – Иисуса Христа, который открыл путь к воскресению и вечной жизни. Путь спасения – это соединение божественной благодати с духовными усилиями самого человека. Категории греховности и покаяния в христианстве тесно связаны с учением о свободе выбора и личной ответственности человека перед Богом за все свои поступки и намерения. Особое место в христианской культуре занимают этические ценности. Основой христианской нравственности и подлинной веры является не страх и внешний долг, а любовь и сострадание к каждому человеку как носителю образа Божьего. Христианское представление о конечных судьбах мира и человечества опирается на веру во второе пришествие Христа, когда каждый получит справедливое воздаяние за добро и зло. Основу мусульманского типа культуры составляет строгий монотеизм, предполагающий осознанное служение человеку единому Богу – Аллаху. Пропасть между человеком и Богом в исламе непреодолима, но не противоречит постоянной соотнесенности творения и Творца. Быть мусульманином – значит покориться воле Аллаха, такая покорность проявляется, прежде всего, в исполнении «пяти столпов» ислама. Мусульманская традиция не разграничивает религиозное и светское, сакральное и мирское. Религиозная практика ислама охватывает все стороны жизни человека, что отражено в главном сакральном тексте ислама – Коране и детально регламентирована шариатом (системой норм и установлений). Буддистский тип культуры возник как органический синтез религиозной и философской мысли. Для него характерна идея вечного мирового круговорота, бесконечное вращение всех живых существ в круге перерождений согласно законам кармического воздаяния. Истинная суть вещей, согласно буддизму, открывается тому, кто усвоил учение о «четырех благородных истинах». Подлинной целью бытия является нирвана – состояние, которое освобождает человека от власти карма, стирает границы между жизнью и смертью, добром и злом, личностью и миром. Задание
Вопросы для самоконтроля
Тема 4. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ Цель занятия: рассмотреть развитие культуры России, в которой наряду с яркой самобытностью отражается культурное влияние Запада, и Востока; выявить специфику и особенности русской культуры и русского национального характера; определить место России в системе Восток – Запад; охарактеризовать процессы модернизации в культуре современной России. Задачи:
МОДУЛЬ 2 ![]() следующая страница >> Смотрите также: 1. сущность и структура культуры
1492.55kb.
Философия в жизни человечества и общества. План. Сущность и жизненный смысл мировоззрения. Структура миро-воззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиоз-ное, философское
115.76kb.
«Культурология и ее предмет. Структура культуры»
173.31kb.
23. Политические элиты и их типологии Сущность, структура и функции политической элиты
84.74kb.
Тематическое планирование по предмету "Закон Божий"
79.57kb.
Сущность процесса. Основные операции
130.65kb.
Литература 45 Часть 1 Технология возделывания сельскохозяйственной культуры
512.59kb.
Кизима в. В. Социум и бытие. Киев: Парапан, 2007. 204 с
53.33kb.
Архитектура и структура ЭВМ
74.05kb.
Билет 25 вопрос 1 Отраслевая и территориальная структура хозяйства России, её изменения в последние десятилетия
37.04kb.
Возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры Тульского края в ее различных аспектах это жизненно важно для современного общества
69.16kb.
«Игры и упражнения в развитии звуковой культуры речи детей 3-4 лет» 300.67kb.
|
![]() |