klevoz.ru страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл
ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее издание, подготовленное коллективом преподавателей кафедры социологии и культурологии МГТУ им. Н.Э. Баумана, предназначено для помощи студентам в подготовке к семинарским занятиям по культурологии. В данном пособии аккумулирован опыт многолетнего преподавания культурологии в МГТУ им. Н.Э. Баумана, сделаны акценты на наиболее существенных для технического образования проблемах культуры.

Культурология как учебная дисциплина социогуманитарного цикла университетского образования ставит задачу не только дать студентам знания об окружающем социокультурном мире, о механизмах культуры, ее ценностно-нормативных и регулирующих функциях, но и о возможностях применения этих знаний в жизнедеятельности отдельного человека.

Логика изложения материала основана на требованиях программы и специфике подготовки студентов технического вуза.

Возросший уровень культурологического знания требует новых методологических и методических подходов в преподавании этого предмета. Расширяется сфера применения интерактивных технологий, разнообразных информационных ресурсов и дидактических приемов, используя которые преподаватель способствует повышению участия студентов в конструктивном диалоге, способности к самостоятельному усвоению содержания курса.

Для закрепления материала в конце каждой темы приведены специальные задания и вопросы для самопроверки.

Авторский коллектив: Акимова И.А. (тема 3, 15), Багдасарьян Н.Г. (тема 1, 14), Васильева С.И. (тема 12), Гаврилина Е.А. (тема 8, 10), Литвинцева А.В. (тема 2), Моторина И.Е. (тема 5, 6), Ореховская Н.А. (тема 11), Панина Г.И. (тема 9), Садыхова Л. Г. (тема 13), Трипольский В.Б. (тема 7), Чернышева А.В. (тема 4, 16).

МОДУЛЬ 1
Тема 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
Цель занятия дать представление о сущностных характеристиках культуры, о методах научного структурирования социальной и культурной действительности.
Задачи:


  • Показать принципиальные отличия научных представлений о сущности культуры от повседневных;

  • Развить способность использовать научные методы структурирования социального и культурного мира;

  • Показать пути к самоопределению в структуре профессионального сообщества.


План семинарского занятия

1. Сущностные характеристики культуры

2. Смыслы культуры.

3. Методы структуризации культуры и основные модели.


Ключевые слова: сущность и структура культуры, модели структуры, критерии моделирования, субкультура, маргинальность, функции, смыслы культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная литература:

  1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учеб для бакалавров. – М.: Высшее образование, 2013.

  2. Культурология: учебник для студентов технических вузов /под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2010.


Дополнительная литература:

  1. Костина А.В., Флиер А.Я. Культура между рабством конъюнктуры, рабством обычая и рабством статуса. – М.: Согласие, 2011.

  2. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология.— М.: Академический проект, 2004.

  3. Степин В.С. Цивилизация и культура. – СПб.: СПбГУП. 2011.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. При подготовке к вопросу о сущности культуры, можно опереться на блестящий анализ американского антрополога Дж. П. Мердока (1897-1985), который в 1965 году опираясь на междисциплинарные исследования Института человеческих отношений, выделил семь базовых, фундаментальных характеристик культуры. Вот они:

1). Культура передается посредством научения. Это означает, что культура - не врожденное свойство человека, она не передается биологически. То есть, это внебиологическое свойство индивида.

2). Культура прививается воспитанием. Все животные способны к научению, но, видимо, один лишь человек умеет передавать приобретенные привычки своему потомству

3). Культура социальна. Культурные привычки сохраняются во времени благодаря тому, что они разделяются людьми, живущими в организованных коллективах, или обществах, и сохраняют свое относительное единообразие под воздействием социальных факторов.

4). Культура идеационна. Групповые привычки, составляющие культуру, в значительной степени концептуализованы как идеальные нормы поведения.

5). Культура обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей и вторичных потребностей, возникающих на их основе.

6). Культура адаптивна. Она с течением времени приспосабливается к географической среде, вместе с тем, влияние среды уже не воспринимается как движущая сила культурного развития. Кроме того, культура адаптируется к социальной среде соседних народов посредством заимствований и реорганизации.

7). Культура интегративна. Будучи одним из продуктов процесса адаптации, элементы данной культуры имеют тенденцию образовывать согласованное и интегрированное целое.

2. Н. А. Бердяев определял смысл культуры как борьбу вечности со временем: культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально. Именно поэтому закономерностью культуры является увековечивание, непрерывность, преемственность.

Проблема смысла или, правильнее сказать, смыслов культуры — одна из ключевых в современном познании. Культурный мир, возникая на материале мира природы, приобретает качество, которого природный мир не знает, — смысл. Смысл — это содержание мысли, следствие, результат интеллектуальной деятельности, выраженной в идеях, предметах, отношениях, знаково-символических формах, упорядочивающих хаос.

В ракурсе науки смыслы культуры можно классифицировать по разным основаниям:

1) по характеру содержания — и тогда выделяются интеллектуальные и эмоциональные смыслы;

2) по способу восприятия — рациональный и интуитивный, ассоциативный и эстетический способ поиска смысла;

3) по вектору адресации — универсальный, общекультурный, этнический уровни; уровень субкультуры, семьи или конкретного индивида;

4) по специфике языка, посредством которого выражена культурная информация, — естественные, этнические языки, искусственные, специализированные или художественные.

Вся культура может быть рассмотрена как пространство, в котором идут процессы смыслообразования, но в нем одновременно присутствуют и взаимодействуют между собой результаты, или продукты, этих процессов. Всякий артефакт (искусственно созданный объект: материального свойства, образец поведения, художественный образ и т.п.) обладает параметрами значений, которые выражены в тех или иных семиотических кодах культуры (подробнее об этом см. Тему «Язык культуры»).

Любой материал в мире культуры представляет не столько себя, сколько иное, смысловое пространство культуры; он существует, разворачивается и описывается в рамках бинарного кода, в основе которого лежит антропологически заданная оппозиция «я — другое». И это «другое» содержит тайну. Через ее раскрытие и выявляется смысл. Не всегда тайна поддается разгадке, она может остаться вещью-в-се­бе, и тогда смысл остается не явленным. Перед каждым человеком возникает проблема декодирования: от того, насколько успешно он справится с этой задачей, зависит его духовное, да и материальное состояние, потому что понимание смыслов деятельности в культуре задает человеку горизонт самореализации.

Чтобы обрести способность раскрывать смыслы, надо включиться в сферу познания трех взаимосвязанных процессов: генерации (производства), функционирования и интерпретации культурных образцов. Необходимо знание языка и логики мышления, посредством которой создавался «культурный факт», а значит, освоение различных типов рациональности. В повседневной реальности рациональность как система правил и норм есть необходимое условие существования общества.



3. Когда речь идет о структуре культуры, то имеется в виду, что устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, институты, группы, статусы и т.п.) находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабильность социокультурной системы, ее воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта.

Культура может быть структурирована по разным основаниям. Это будет определять специфику структурной модели. В рекомендуемом нами учебнике предложены пять моделей структуры культуры.



Модель первая: в качестве критерия взяты сферы общественной жизни: политическая, экономическая, правовая, религиозная, научная, техническая, художественная.

Модель вторая основана на критерии ценности. В системе ценностей иерархически выделяем устойчивое ценностно-смысловое ядро и изменчивую периферию. Имеется в виду, что иерархия — приоритетный порядок, который определяет своеобразие мироощущения, мировосприятия и мировоззрения, самобытность образа жизни, жизненных практик и повседневных идеологий носителя конкретного менталитета.

Ядерную часть образуют некие первичные «смыслы», «образы», «образцы» — базисные элементы культуры, формирующие ее константные модели, — или, иначе говоря, этнокультурные архетипы. Они определяют особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа. В этнокультурных архетипах аккумулируется коллективный опыт народа.

В периферии сосредоточены новообразовавшиеся или перенесенные из других культур ценности, смещения в иерархии.

Модель третья, Т. Парсонса. Основным интересом Т. Парсонса выступает система в целом, а критерием является функция, которую выполняет элемент этой системы. Поэтому модель называется структурно-функциональной.

Модель четвертая, типологически-стратификационная. В качестве критерия этой модели, пользуясь методологией Т. Парсонса, введем фактор социальной стратификации (расслоения), которая имеет в качестве базовой причины общественное разделение труда, а в качестве следствия — дифференцированные формы или типы культуры. Социальную стратификацию можно рассматривать как в вертикальном срезе (тогда общество «разводится» на массу, элиту и промежуточные слои), так и в горизонтальном срезе (такой фокус высвечивает множество под- или субкультур).

Модель пятая, Э. А. Орловой. Обоснованная и логически стройная морфологическая модель культуры предложена Э. А. Орловой1. Такая модель позволяет выявить соотношение универсальных и специфичных характеристик в стро­ении определенной культуры.

В структуре культуры выделяются две области: обыденной, или повседневной, и специализированной культуры. В свою очередь, в специализированной деятельности можно выделить три функциональных блока:

1) культурные аспекты социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);

2) социально значимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура);

3) каналы трансляции социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая коммуникация).

В обыденной культуре выделены аналоги специализированной деятельности. Посредством коммуникативных каналов происходит обмен продуктами культуры.


Задания:

  1. Попробуйте, опираясь на характеристики, данные Дж.П.Мердоком, проиллюстрировать их примерами из отечественной культуры.

  2. Прокомментируйте с точки зрения поиска смысла культуры высказывание Ьэтью Арнольда (1822-1888), английского поэта, педагога, критика: «Культура – это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят… Культура – это стремление к благозвучию и свету, главное же – к тому, чтобы и благозвучие и свет преобладали».

  3. Некоторые полагают, что в русском культурном архетипе — ориентация на потаенную святость, выраженная в образах «града Китежа», в «отзывчивости», «открытости» как устойчивой модели претворения представлений о России в женский образ и т.д. (см.: Архетип культурный // Культурология. ХХ век: энциклопедия. Т. 2. СПб., 1998. С. 39).

  4. Проследите динамику эталона элитарности в сфере вашей будущей профессиональной деятельности.

  5. Попробуйте графически изобразить все пять моделей структуры культуры.


Вопросы для самоконтроля:

1. Каким образом можно определить сущностные характеристики культуры?

2. Дайте интерпретацию каждой из характеристик, выделенных Дж. Мердоком.

3. Каковы смыслы культуры? Какие подходы существуют к определению смыслов?

4. Назовите критерии структурирования культуры и проблемы, возникающие в этом процессе.

5. В чем необходимость определения разнообразных моделей структуры культуры?

6. Каковы культурные компоненты общества, «культурные образцы»?

7. Чем принципиально отличаются обыденные и специализированные представления о культуре?

8. Каков критерий выделения в культуре элитарной и массовой сфер? Приведите примеры.

9. Поясните понятия элиты, субкультуры, маргинальности.


Тема 2.ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Цель занятия: осмыслить реальное многообразие культур в современном мире, проблемы их взаимодействия и тенденции развития мирового культурного пространства в условиях глобализации.
Задачи:

  • Усвоить содержание понятий ТИП, ТИПОЛГИЗАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ культуры.

  • Разобраться в критериальных основаниях типологической классификации культур.

  • Осмыслить проблемы, трудности, тенденции во взаимодействии культур в современных условиях глобализации.

  • Сформировать представление о том, что рефлексии типологии культур является одним из условий культурного диалога в современном мире.

План семинарского занятия

  1. Истоки, проблемы типологической классификации культуры. Понятие типа, типологизации и типологии культур.

  2. Механизм типологизации культуры: критериальные основания; логико-познавательные задачи; социальные предпосылки.

  3. Рефлексия типологии культуры как одно из условий диалога культур.


Ключевые слова: автономия; антиномия; тип; типологизация; типология; единство многообразия; критерии типологизации; локализм; общность и уникальность культур; культурный диалог и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная литература

  1. Н.Г.Багдасарьян. Культурология. Высшее образование. М., 2007

  2. Культурология. Для студентов технических вузов. Под редакцией проф. Н.Г.Багдасарьян. М., Высшая школа,2010

Дополнительная литература

  1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В двух частях. Часть I. М., Аспект Пресс,1994

  2. Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии: Сб. науч. тр. / Рос. ин-т культурологии. – М. : РИК,2002.

  3. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Выпуск 1-2. Тарту, 1970-1973.

  4. Основы культурологи. Ответ.ред.И.М. Быховская. Едиториал. УРСС. М., 2005г.,

  5. Социологос. М., Прогресс, 1991.Раздел 4.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


  1. Приступая к осмыслению истоков проблемы типологической классификации культуры отметьте прежде всего существование большого многообразия самобытных культурных единиц на планете Земля. Они существуют, порой не соприкасаясь, имеют свое пространство и время. О.Шпенглер, например, считал, что каждая культура живет около 1000 лет, а А.Тойнби полагал, что бытие культуры не имеет четких временных границ. Но чем объяснить, что нас живущих сегодня волнуют культуры давно минувших эпох? И почему европейцу не только понятна, но и близка народная мудрость Вед, «Махабхараты»? Может быть, потому что существует единство планетарного историко-культурного процесса?

Обратите внимание на два разных варианта трактовки планетарного историко-культурного процесса. Один из них: единой истории человечества не существует, культуры сменяют друг друга, каждая из них живет обособленной, отличной от других культур, жизнью. Процесс культурной исторической жизни не однолинеен: лини развития культур расходятся (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Э.Трельч). Другая точка зрения исходит из идеи универсальности всемирной истории. В многообразии мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (Вольтер, Ш.Монтескье, Г.Лессинг, И.Кант, И.Гердер, В.Соловьев, К.Ясперс). главный аргумент этой позиции признание того, что культура есть содержание человеческой жизни, а люди, где бы они не жили, размышляют об одном: как устроить свою жизнь и жизнь окружающих наилучшим образом.

Полярные эти позиции и дискуссии между их сторонниками связаны с разным пониманием общего в мировой культуре и столь же различным толкованием единства. Если понимать общее как существующее наряду с единичным, вне каждой отдельной культуры, а единство трактовать как единственность, единственную общечеловеческую культуру, то такой общечеловеческой культуры, безусловно, нет. Если общее понимать как совпадение основополагающих аспектов жизнедеятельности людей, то тогда можно говорить о наличии общих тенденций в многообразии культур. Постарайтесь осмыслить, что в практике общения носители разных культур эта проблема оборачивается поиском причин «непонимания» и «отчужденности» и в конечном счете - возможностью выстраивания культурного диалога.

При осмыслении понятия тип культуры, вспомните, что с термином тип Вы встречались неоднократно. В математике мы имеем дело с разными типами задач; в информатике- типами языков; в механике- с типами передач движения; в литературе- с типами личностей разумного эгоиста и лишнего человека, типом русского дворянства; в истории- типом русского демократа- разночинца. Важно понять, что тип объединяет элементы по общему для них признаку в одну группу. В тоже время типовая характеристика отличает это множество от других групп общностей. Таким образом, тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество от других.

А метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур группируется в различные множества или типы, это типологизация. Типологизация есть классификация социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим признакам.

Результатом такой классификации является оформление некоторой системы выделенных типов культур, которые и есть типология. Подчеркните, что следует различать типологизацию культур как метод культурно-исторического анализа и типологию как систему выделенных типовых моделей культур. Методология типологизации блестяще была разработана М.Вебером: его «идеальный тип» продолжает выступать логико-познавательной характеристкой любого типа культуры в его абстрактно-теоретической идеализированной форме.


  1. При подготовке ко второму вопросу плана семинара, осмысливая механизм типологизации культур, подчеркните, что он основан на двух важнейших исходных логико-познавательных процедурах. Во-первых, на выборе критериев - общезначимых характеристиках для выделения различных множеств (типов) культур. Во-вторых, на четком определении познавательных целей, задач. Акцентируйте внимание на том, что процедуры эти сосуществуют вместе не только дополняя друг друга, но и взаимообуславливая. Примите во внимание, что исторически первый типологизацией культур была типология, основанная на этнографических критериальных основаниях, в качестве которых выступали быт, язык и др. Поразмышляйте над тем, почему она была исторически первой.

Охарактеризуйте другую - региональную типологию культур (западно-европейскую, латино-американскую, африканскую и т.д.), основанную на пространственно-географических критериях.

Хронологическо-временные критерии обуславливают выделение таких типов культур как: культура первых людей (древняя или первобытная), античный тип культуры, культура средневековья, культура Возрождения, культура Просвещения, культура Нового времени, модернистская культура, постмодерн. Дайте аргументацию логической последовательности смены данных типов культур.

Сегодня распространенной является типологизация культур, основанная на выявлении места и роли той или иной культуры в социальном взаимодействии. В этом случае критериями становятся предписанность (следование культурном образцу); универсализм - стандартизация; специфичность - диффузность как реакция на ситуацию, в соответствии с которыми выделяют консервативно-традиционный тип культуры или инновационно-мобильный. Такая типология высвечивает технологию взаимодействия и динамики культур внутри культурной целостности.

Проанализируйте типологию культуры, в основе которой лежит СОЦИАЛЬНЫЙ критерий - преобладание в культуре индивидуального или коллективистского начала, в соответствии с которым выделяют индивидуалистические или коллективистские культуры. Укажите специфику каждой из них, отметив, что в индивидуалистических культурах принято полагаться только на себя, заботиться преимущественно о себе и своей семье, акцент в таких культурах делается на индивидуальные достижения и инициативу. В коллективистском типе культуры, наоборот, индивидуальное поведение скорее подчиняется групповому стандарту; осуществляется и четко осознается деление на «своих» и «чужих», прослеживаются отличия в оценках «своих» и «чужих» (так называемый «двойной стандарт»). Подчеркните, что эта типология позволяет выявить природу социокультурных связей и изменений в обществе и культуре, понять возможности точек конфликтов и напряжений, а значит, и наметить пути их преодоления через культурный диалог.

К этой социально-критериальной типологии культуры близок информационно-коммуникативный подход, в котором критерием деления культур на типы выступают формы обмена информацией, позволяющие выделить культуры с высокой и низкой степенью зависимости от социокультурного контекста. Например, Дж.Хофстед в качестве такого критерия выделил степень избегания информационной неопределенности. По его мнению, культура с высокой степенью избегания информационной неопределенности обладают нетерпимостью к двусмысленности, приверженностью к жестким правилам, абсолютной истине, а в эмоционально-психологическом аспекте избегают конфликтов, агрессивности, эмоционально более сдержанны. Культуры же второго типа отличаются гораздо большей терпимостью к расхождению во мнениях, более высокой степенью риска, большей эмоциональностью и свободой выбора. Такая типология дает возможность проследить точки психологического напряжения, найти регуляторы для его снятия, выявить мотивы поведения и характер ожидаемой активности.

Интересная типология культуры представлена в исследованиях Э.А.Орловой по критерию функциональной роли и механизма осуществления основных форм мышления. В одном из выделенных ею типов культуры преобладают абстрактные, а в другом -ассоциативные формы мышления. Соответственно в первом типе культуры доминируют универсализм, концептуализация, обобщение, а во втором - партикуляризм, т.е. специфическое, уникальные неповторимые характеристики культуры. Такая типология позволяет определить как в той или иной культуре определяется выбор способа решения проблемы.

В связи с утвердившимся аксиологическим подходом в понимании культуры во второй половине XX века, наиболее признанной, плодотворной, основополагающей и, возможно, в какой-то мере интегративной является типология культур, в которой в качестве критерия выделяют приоритетность, доминирование тех или иных ценностей. Именно этот критерий и положен в основу обобщенной типологии культур «Запад-Восток». Рекомендуем Вам составить сравнительно-сопоставительную таблицу приоритетных ценностей Западной и Восточных культур.

С другими критериальными основаниями типологизации культуры можно ознакомиться, обратившись к источнику 2 в обязательной литературе, с.73-74.



Завершая рассмотрение вопроса, сделайте вывод, что оснований для типологизации культуры множество, и каждая типология решает определенные познавательно-исследовательские задачи. Этим и объясняется наличие в современном культурологическом знании различных типологий культур.

  1. При подготовке 3-его вопроса плана семинара следует уяснить 3 важных момента (аспекта). Во-первых, то мы живем в эпоху глубинных (может, кардинальных) перемен в жизни человечества, в условиях глобального обострения геополитической и социально-политической ситуации, возрастающих по объему и сложности противоречий, пронизывающих всю нашу жизнь, охватывающих все социокультурное пространство. Во-вторых, расширяющиеся процессы коммуникации и информационности в планетарных масштабах формируют в жизни человечества потребность в диалогичности, а, значит, ставят каждого человека перед необходимостью формирования способности к диалогу. Наконец, в-третьих, уясните, что основу любого диалога составляет взаимопонимание и, следовательно, указанные выше тенденции на разломе исторического времени актуализируют проблему понимания. Проиллюстрируйте примерами как интеллектуальные, психологические, идеологические, национальные, бытовые, эстетические, религиозные, этические, правовые и др. ценности детерминируют взаимопонимание, составляющее основу культурной коммуникации. Следует уяснить, что рефлексия типологического разнообразия культур позволяет, с одной стороны, видеть смысловую общность в разных культурах, выявлять универсальные человеческие концепты, а, с другой стороны, - соотносить с ними специфические, самобытные, неповторимые ценностные смыслы каждой культуры и осознать ее место в целостном культурном пространстве. Тем самым такое осмысление составляет одну (не единственную) основу культурного диалога, осуществляемого, по мнению Н.Г.Багдасарьян, «как по «вертикали» (диалога между культурами разных эпох), так и по «горизонтали» (диалога разных культур, существующих одновременно».

Обратите внимание на то, что культурный диалог предполагает психологическую способность «приподниматься» над ценностями своей культуры, смотреть на другую культуру с позиций ценностей этой - другой – культуры, несколько отстраняясь от своих ценностей. Поскольку сделать это чрезвычайно трудно, поразмышляйте над тем, возможен ли культурный диалог в современном многополярном мире, а если возможен, то при каких условиях, какие факторы человеческого бытия могут сделать его осуществимым.

Задания

  1. Изложите кратко (не более одной страницы) свои аргументы в решении дилеммы: «единая мировая культура или история локальных цивилизаций».

  2. Обозначьте два других типа экологических культур, указав критерий их различения:




Экологическая типология культур


I тип

Культуры, подчиняющие человека природе









  1. Дайте комментарий к высказыванию М.Вебера: «…познание культурной действительности - всегда познание под совершенно особым углом зрения». Исследователь «должен уметь осознанно или неосознанно соотносить явления действительности с универсальными ценностями культуры и в зависимости от этого вычленять те связи, которые для нас значимы.

  2. Ознакомьтесь с творческими заданиями, предложенными в обязательном источнике 2, с. 85-88, заполните указанные в них таблицы и дайте собственную интерпретацию предлагаемым типологиям.


Вопросы для самоконтроля.

  1. В связи с чем возникла проблема типологизации культур?

  2. Что такое тип, типологизация и типология культуры?

  3. Каково содержание разработанного М.Вебером положения об «идеальном типе» культуры?

  4. Что представляет собою типологизация как метод изучения культуры?

  5. Какие основания и критерии могут быть использованы при типологизации культуры?

  6. Какова цель типологизации культур?

  7. Как трактуете тезис о единой мировой культуре?

  8. Возможен ли в современном полярном мире культурный диалог и какие факторы могут стать основой его осуществления?

  9. Каким образом культурная идентификация приводит к развитию маргинальности в культуре?


Тема 3. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
Цель занятия: изучить современные подходы к изучению типологии культуры раскрыть специфику их проявления в современных условиях.
Задачи:

  • Рассмотреть основания для современной типологизации культуры

  • Выявить специфические черты изучаемых типов культур

  • Проанализировать российскую культуру с точки зрения современной типологии


План семинарского занятия:

  1. Типология культуры по М. Маклюэну

  2. Традиционный и современный (модернизированный) типы культуры.

  3. Конфессиональные типы культуры


Ключевые слова: дописьменное общество, книжная культура, экранная культура. «глобальная деревня», традиционная культура, модернизация, христианство, ислам, буддизм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная литература

Культурология: Учебник для студентов технических вузов. Под ред. Н.Г. Багдасарьян. Изд.5-е. М.: Высшая школа, 2007


Дополнительная литература

  1. Казьмина О.Е., Пучков П.И. Религиозные организации современного мира. М.: Издательство МГУ,2010

  2. Маклюэн Маршалл.  Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. — М.: Академический проект, 2005

  3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Изучая типологию культуры, предложенную канадским ученым Г.М. Маклюэном, обратите внимание, как он понимал культуру и динамику ее изменения. По его мнению, средоточием культуры являются средства общения (коммуникации), которые формируют сознание людей и их образ жизни. Смена средств и способов коммуникации меняет взгляд человека на мир и формы деятельности. В соответствии с этим он выделял дописьменные, письменные (книжные) и экранные культуры.

В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт с помощью устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека». Поэтому здесь восприятие мира и все формы общения основаны на слухе и других органах чувств. Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира — синкретическое. В дописьменных культурах особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам. Они построены на обычаях и коллективном опыте, выступающих как форма социальной памяти. Поэтому дописьменная культура придаст большое значение природным приметам, которые помогают запомнить время начала сельскохозяйственных работ, ориентирована на материальные предметы и вещи, помогающие сохранять приобретенный опыт (форма вещей непосредственно связана с материалами, из которых они сделаны, а значит, и с технологией изготовления). Важнейшим средством общения и передачи информации здесь является язык, который не только обеспечивает непосредственное общение людей, их трудовую деятельность, но и создаст предпосылки для формирования духовной сферы культуры. Этот период в истории культуры самый длительный.

Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер. Древний Египет) около IV тысячелетия до н.э. и существуют в наше время. Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры. Зарождение письменности существенно меняет культуру, стимулируя развитие и распространение рационального знания, расширение социальных отношений, возникновение социальных иерархий и формирование национального государства. Кроме того, письменность является самой эффективной формой коллективной памяти.

В развитии письменной культуры особым этапом становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде линейной перспективы. Не слух и осязание, а зрение стало определять образ мира наступившей эпохи. С этого времени все больше людей получает возможность приобщаться к любым знаниям, в европейской культуре окончательно закрепляется доминирующее положение науки, следствием чего является развитие техники и промышленная революция.



С тех пор начались процессы фрагментации общества и отчуждения человека: печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. Кроме того, книга стала первым стандартно воспроизводимым товаром, т.е. первым продуктом массового производства.

Экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, усилив значение осязания и слуха в общении с другими людьми, возвратив культуру к устной традиции. Однако ее принципиальное отличие от первобытности состоит в том, что установлена глобальная коммуникативная сеть. Поэтому экранную культуру можно назвать информационной культурой, и она дает возможность каждому человеку, располагающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из дома. Она упрощает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях. Эти технологии, соединенные с аудиовизуальными средствами, создают целый мир поведенческих моделей, которые ежедневно на работе и в быту окружают человека и программируют его деятельность во все возрастающих масштабах. Открыт доступ любому человеку, в любой точке Земли к базам данных и знаний, если он имеет компьютер для ввода и вывода информации, включенной в единую интегрированную систему связи. Благодаря подобным интеллектуально-технологическим системам цивилизация и культура переходят в принципиально новое состояние — глобальный гиперинтеллект (индустрия данных и знаний). Компьютеризация создаст технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение компьютером является второй грамотностью, повышающей интеллектуальные и творческие способности человека. В этом мире люди вновь начнут ощущать себя единым целым, коллективом, в котором нет места результатам «тирании визуального восприятия» — изоляции, индивидуализму и подавлению меньшинств. Эти идеи легли в основу концепции компьютерной демократии, в которой информация олицетворяет власть. Движущими силами новой революции выступают электронные СМИ, прежде всего телевидение. Именно TV, по Маклюэну, позволило человечеству вернуться в дописьменную общину, «глобальную деревню», где информация доступна всем и получить ее можно практически мгновенно. В этом мире непрекращающегося хеппенинга человек уже не в состоянии строить свое мировоcприятие, как раньше, — последовательно, шаг за шагом. Ему приходится учитывать сразу все факторы, а поскольку времени на их анализ нет — полагаться на интуицию, завороженно уставившись в мерцающий ящик («общинный костер»).

  1. Другим вариантом современной типологии культуры является их деление на традиционные и современные (модернизированные).

Традиционные культуры характеризуются замкнутостью и изолированностью от других культур, которые воспринимаются как чужие и враждебные. Главным принципом отношений между людьми в такой культуре является принцип солидаризма – честности, справедливости и уважения к членам своей культуры. На людей другой культуры этот принцип не распространяется. В традиционных культурах интересы индивида подчиняются интересам общества, что порождает низкую степень развития личностного начала в этих культурах. И поэтому важнейшим моральным регулятором поведения является чувство стыда, а не вины. Чувство стыда вызывается озабоченностью индивида тем, как его поступки будут оценивать люди его группы, а чувство вины выражает озабоченность индивида своей внутренней правотой.

Традиционные культуры ориентированы на сохранение традиций как основных регуляторов общественной жизни, что исключает любые нововведения. По этой причине происходит консервация социокультурных структур и отношений.

Важнейшей ценностной характеристикой человека в традиционной культуре выступают кастовые, сословные и религиозные разделения, иерархия которых зафиксирована в сознании каждого члена общества, регулируя его отношение к выше- и нижестоящим в данной ранговой системе.

Становление модернизированной культуры основывалась на капиталистическом способе производства и широком применении новой техники и технологий. Стремление к инновациям предполагает отказ от старых традиций, в этом проявляется важнейшая особенность модернизированной культуры. Новые общественные условия формируют и новые культурные ценности. Это ориентация на достижение личного успеха, соперничество капиталов и статусов, что, в свою очередь, т.е. ориентация на индивидуализм, признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства. Модернизированная культура порождает и новый общественный строй – современное демократическое общество, гарантирующее своим членам гражданские, политические и имущественные права.



  1. Конфессиональная типология позволяет выявить мировоззренческие доминанты той или культурно-исторической эпохи или отдельного общества. Эти доминанты определяют характер политического устройства общества, социально-этические идеалы, основополагающие принципы общественных и семейных отношений, главные мотивы и темы всех видов искусства, отношение к научному способу освоения мира.

В основе этой типологии культуры лежит разделение по духовно-религиозному признаку. Религия определяет мировоззренческие и социальные установки, формируя свои представления о жизни и смерти, сакральном и мирском.

Самые крупные религиозные типы культур соответствуют трем мировым религиям: христианству, исламу и буддизму.

Для христианской культуры характерно представление о векторной направленности мировой истории, в которой центральную роль играет приход Спасителя – Иисуса Христа, который открыл путь к воскресению и вечной жизни. Путь спасения – это соединение божественной благодати с духовными усилиями самого человека. Категории греховности и покаяния в христианстве тесно связаны с учением о свободе выбора и личной ответственности человека перед Богом за все свои поступки и намерения. Особое место в христианской культуре занимают этические ценности. Основой христианской нравственности и подлинной веры является не страх и внешний долг, а любовь и сострадание к каждому человеку как носителю образа Божьего. Христианское представление о конечных судьбах мира и человечества опирается на веру во второе пришествие Христа, когда каждый получит справедливое воздаяние за добро и зло.

Основу мусульманского типа культуры составляет строгий монотеизм, предполагающий осознанное служение человеку единому Богу – Аллаху. Пропасть между человеком и Богом в исламе непреодолима, но не противоречит постоянной соотнесенности творения и Творца. Быть мусульманином – значит покориться воле Аллаха, такая покорность проявляется, прежде всего, в исполнении «пяти столпов» ислама. Мусульманская традиция не разграничивает религиозное и светское, сакральное и мирское. Религиозная практика ислама охватывает все стороны жизни человека, что отражено в главном сакральном тексте ислама – Коране и детально регламентирована шариатом (системой норм и установлений).



Буддистский тип культуры возник как органический синтез религиозной и философской мысли. Для него характерна идея вечного мирового круговорота, бесконечное вращение всех живых существ в круге перерождений согласно законам кармического воздаяния. Истинная суть вещей, согласно буддизму, открывается тому, кто усвоил учение о «четырех благородных истинах». Подлинной целью бытия является нирвана – состояние, которое освобождает человека от власти карма, стирает границы между жизнью и смертью, добром и злом, личностью и миром.

Задание

  1. Какие, на Ваш взгляд, элементы дописьменной, книжной и экранной культуры присутствуют в Вашей жизни (если они есть)? Сравните свое мнение с мнением Ваших товарищей.

  2. Определите соотношение традиционной и модернизированной культуры в современном российском обществе.

  3. Приведите примеры шедевров искусства, отражающие ценности христианства, ислама и буддизма.


Вопросы для самоконтроля

  1. Почему в дописьменной культуре большое внимание уделялось ритуалам, гаданиям и пророчествам?

  2. В чем проявляется значение изобретения книгопечатного станка?

  3. Как Вы определите сущность понятия «глобальная деревня»?

  4. Какая система ценностей доминирует в традиционной культуре?

  5. Какие новые регуляторы поведения появились в модернизированной культуре7

  6. Какие типы модернизированной культуры Вы знаете?

  7. Какие нравственные нормы характерны для христианства?

  8. Какие нормы шариата Вы знаете?

  9. Как называется круг перерождений в буддизме, с чем связаны эти перерождения?


Тема 4. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Цель занятия: рассмотреть развитие культуры России, в которой наряду с яркой самобытностью отражается культурное влияние Запада, и Востока; выявить специфику и особенности русской культуры и русского национального характера; определить место России в системе Восток – Запад; охарактеризовать процессы модернизации в культуре современной России.
Задачи:

  • изучить специфику культуры России и выявить в ней влияние западной и восточной культур;

  • рассмотреть состояние культуры современной России как логическое продолжение предшествующих этапов ее развития, а также проявление их органической связи и преемственности;

  • приобщить студентов к культурным ценностям народов России и воспитать уважение к ним.


План семинарского занятия:

  1. Россия как тип культуры. Особенности культуры России.

  2. Культура России и русский национальный характер.

  3. Модернизация и культура России.


Ключевые слова: культура России; этнический фактор; духовная жизнь; мессианство; аккультурация; национальный характер; модернизация.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная литература

Культурология: Учебник для студентов технических вузов. Под ред. Н.Г. Багдасарьян. Изд.5-е. М.: Высшая школа, 2007


Дополнительная литература


  1. Георгиева Г. С. Русская культура. История и современность. Учебное пособие. М.: ЮРАЙТ-М, 2002.

  2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

  3. Кондаков И. В. Культура России. М.: Омега-Л, 2000.

  4. Лосский Н. О. Характер русского народа. Кн. 2. М: Ключ, 1990.

  5. Чернышева А. В. Проблемы культуры в русской философии: От П. Я. Чаадаева до наших дней. Учебное пособие. М.: МГОУ, 2008.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке к семинарскому занятию необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты:



  1. Многие исследователи истории культуры России склоняются к тому, что на формирование культуры России во многом повлияло христианство. Однако несомненным является и то, что Россия – страна европейская, и западное начало сыграло в ее культуре значительную роль.

В развитии русской культуры немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что в географическом и социально-экономическом отношении – при всех отличиях от классических стран Востока – она оказалась обществом, материальный фундамент которого чем дальше, тем больше приобретал черты азиатского способа производства: масса сельских общин и огромное государство, вынужденное на этапе централизации власти и управления прибегнуть к «закрепощению» и податного, и служивого сословий, в т. ч. и по причине постоянной военной опасности для страны.

Основное противоречие российской социокультурной жизни, ее цивилизационного типа изначально было задано двумя факторами: с одной стороны, ее принадлежностью к европейско-христианской цивилизации, получившей в XI-XVI вв. наиболее яркое выражение на русской почве, а с другой – в социально-экономическом плане – представленностью в социальной системе традиционного азиатского производства.

Это противоречие существенно модифицируется в условиях включения России в мировой рынок, приобретая явно выраженный динамический оттенок. Отражением этого противоречия и его модификации в общественном сознании послепетровской России стала оппозиция: православие – секуляризм, консерватизм – прогрессизм.

В качестве предпосылок культуры России нужно рассматривать



  • природно-географические (жесткость и разнообразие климатических и природных условий; движение с запада и северо-запада на восток и на юг, из леса в степи, на свободные земли; обширность территории с вытекающим из этого многообразием форм жизни во всех ее проявлениях);

  • геополитические (срединное положение между Востоком и западом; пространственные характеристики «расстояние» и «простор» как атрибуты русской ментальности; проблема «культурного отставания» России в Средние века: иноземные вторжения, овладение огромным пространством страны, соблазн больших пространств, своего рода «железный занавес» между Россией и другими странами) и

  • этнические факторы. Говоря об этническом факторе, нужно отметить, что российская культура формировалась на основе трех мощных этносов: славянского, тюркского и угро-финского, что породило ситуацию культурного взаимовлияния, этнической, национальной терпимости, различной экономической ментальности.

  1. Несмотря на богатую историю и культуру, в России можно наблюдать недостаток среднего уровня культуры. Русский философ Н. А. Бердяев отмечал, что русские – максималисты: им нужно все или ничего. Это главная причина, из-за которой материальная культура в России всегда находилась на достаточно низком уровне. И сегодня в России остаются огромные неосвоенные территории. В современной культурологической мысли существует учение о пограничных культурах. Они возникают на периферии стабильных, крупных цивилизаций, в зонах, где они переходят свои границы и вступают во взаимодействие с другими цивилизациями. Русская культура может быть рассмотрена именно как зона такого перехода. Как для «пограничного» образования для нее характерно:

  • внутренние напряжения и противоречия как постоянный конститутивный фактор;

  • циклические «разрывы» процесса формирования, «прерывность» (Н. А. Бердяев);

  • неспособность к саморазвитию, сосуществование в структуре культуры феноменов, принадлежащих различной исторической хронологии;

  • экстенсивный характер, неспособность к динамическому развитию, болезненность любой модернизации.

Пограничные культуры находятся в постоянном поиске своей идентичности. Настоящее всегда характеризуется неопределенностью, фрагментарностью, расколом между противоборствующими традиционными и современными началами.

Воля и мышление в России не дисциплинированны и не являются законченными. Ф. М. Достоевский отмечал, что наиболее специфическая черта русского национального характера состоит в его способности воспринимать черты любого национального характера. Эту способность он назвал «всемирной отзывчивостью» русских. Не ценя в достаточной степени материальную культуру, нужды ежедневной жизни, русские способны осуществлять разрушение уже существующих культурных ценностей.

В этом проявляется максимализм русской души – с одной стороны, высочайшее проявление святости, а, с другой – сатанинское зло. Ф. М. Достоевский объяснял это чрезмерной одаренностью и талантливостью русских.

Русским все еще необходимо дисциплинировать свою волю и мышление. Без такого самоограничения русский человек неизбежно превращается в беспомощного мечтателя, анархиста, авантюриста, прожигателя жизни, даже если сохраняет при этом свою доброту.



  1. В России «модернизацию», рассматриваемую как способ преодоления «неправильности», более адекватно можно определить как «вестернизацию». В самом деле, в России осуществляется массовое, ничем не ограниченное наступление западной культуры, агрессивное навязывание ценностей и форм рыночного либерализма, возведение в ранг реформаторства полной дискриминации предшествующей культурной жизни. (Здесь небезынтересно отметить, что теории модернизации изначально предназначались для пост-колониальных стран).

Очевидно, что в теоретическом плане это вызвано принципиальной установкой на универсальность «модернити» (западного образа жизни), верой, что в социокультурной среде России есть пока еще не развернувшиеся предпосылки «осовременивания» страны. Но взаимодействие западной культуры, выступающей в виде прогрессивной модели, и российской практики имеет болезненный для жизни характер. С одной стороны, западная культура постепенно входит в жизнь России. С другой – ее «нестыковка» с традиционными ценностями порождает как разрушение последних, так и адаптационную мутацию «модернизирующей» культуры в культуру, которую Запад своей признать не может.

Как показывает практика российской модернизации, жесткая вестернизация не проходит, необходим поиск в нашей культуре собственных предпосылок для модернизации. Поэтому, во-1-х, важным является выявление в собственном духовном наследии тех элементов, аналогичных ценностям «модернити», которые могут наиболее успешно способствовать органичной модернизации. Вторая задача – определение цели и методов внедрения элементов нового и обеспечение их эффективной адаптации.

Следует также отметить, что нынешнее влияние Запада на Россию вполне укладывается и в систему видов культурных контактов, сформулированную в 1936 г. ведущими американскими и английскими антропологами в «Меморандуме об аккультурации». Поскольку классический, чисто «мессионерский» вариант аккультурации в России не имеет массовой реализации, нас интересует, прежде всего, психологический аспект «аккультурации», когда под влиянием Запада меняется поведение людей.

В России аккультурация воплощается в двух видах – собственно экономическом и общекультурном. Первый воплощают западные экономическая литература и образование, эксперты и советники, насыщение рынка западными товарами, развитие приватизации, частной собственности, появление новых экономических институтов, хождение доллара и евро, развитие рекламы, стажировки за границей и т.д.

Второй вид может быть представлен пропагандой западного образа жизни в целом, лингвистическими заимствованиями, ростом американизированной «массовой» культуры, религиозным влиянием Запада, развитием иностранного туризма и т.п.
Задания


  1. Заполните таблицу, выявив специфические черты русской культуры

Типологические черты

Западная культура

Восточная культура

Русская культура

Отношение к миру










Отношение к природе










Трактовка

бытийного призвания человека и ориентаций человеческого труда












Понимание устройства мироздания, человеческой природы, человеческого бытия, механизмов исторического процесса










Отношение к

государству, власти, закону












Временная ориентация

человеческого

поведения











Ценностные

ориентации

личности и

общества











Оценка

познавательных и

преобразовательных возможностей

человека











Сущность и

механизмы познания












Отношение человека к истине










Отношение к религиозной вере













  1. Прокомментируйте следующие высказывания: «История России требует другой мысли, другой формулы» (А. С. Пушкин), «Умом Россию не понять» (Ф. И. Тютчев), «Русь, куда же несешься ты, дай ответ?» (Н. В. Гоголь), «Почему же нам не вместить последнего слова Его (Христа)» (Ф. М. Достоевский). Согласны ли Вы с утверждением о глубоком, принципиальном отличии Росси от истории и культуры западноевропейских народов? Ответ аргументируйте.

  2. Приведите примеры собственно экономической и культурной аккумуляции в современной культуре России. Как Вы оцениваете данные процессы? Ответ аргументируйте.


Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите природно-географические, геополитические и этнические факторы, определившие развитие культуры России.

  2. Охарактеризуйте социальную и духовную культуру России.

  3. Перечислите характерные черты русского национального характера. Что, на Ваш взгляд, является основой русской ментальности?

  4. Определите место и роль культуры России в современном социокультурном пространстве.




МОДУЛЬ 2
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
1. сущность и структура культуры
1492.55kb.
Философия в жизни человечества и общества. План. Сущность и жизненный смысл мировоззрения. Структура миро-воззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиоз-ное, философское
115.76kb.
«Культурология и ее предмет. Структура культуры»
173.31kb.
23. Политические элиты и их типологии Сущность, структура и функции политической элиты
84.74kb.
Тематическое планирование по предмету "Закон Божий"
79.57kb.
Сущность процесса. Основные операции
130.65kb.
Литература 45 Часть 1 Технология возделывания сельскохозяйственной культуры
512.59kb.
Кизима в. В. Социум и бытие. Киев: Парапан, 2007. 204 с
53.33kb.
Архитектура и структура ЭВМ
74.05kb.
Билет 25 вопрос 1 Отраслевая и территориальная структура хозяйства России, её изменения в последние десятилетия
37.04kb.
Возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры Тульского края в ее различных аспектах это жизненно важно для современного общества
69.16kb.
«Игры и упражнения в развитии звуковой культуры речи детей 3-4 лет»
300.67kb.