klevoz.ru страница 1
скачать файл
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению дисциплины «История музыкального образования»
Целями освоения дисциплины являются:

  • формирование историко-теоретического компонента профессиональной культуры у будущих музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений;

  • развитие у студентов навыков музыкально-педагогической и культурно-просветительской деятельности.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

  • сущность методологического подхода к изучению истории музыкального образования;

  • периодизацию истории отечественного музыкального образования;

  • взаимодействие устной и письменной традициях в передаче музыкального опыта на разных этапах развития музыкального образования;

  • особенности становления общего и специального музыкального образования в России и за рубежом;

  • наиболее значимые отечественные авторские музыкально-педагогические концепции.

2) Уметь:

  • выявлять взаимосвязь истории развития музыкально – педагогической мысли с различными формами общественного сознания;

  • характеризовать и анализировать основные этапы развития музыкального образования в России в ракурсе его основных направлений – музыкальное образование народной, религиозной и светской ориентации;

  • аргументировать личностно-профессиональную позицию к различным музыкально-педагогическим явлениям и процессам;

  • актуализировать опыт, выработанный в процессе становления и развития отечественного музыкального образования, в собственной практической музыкально-педагогической и культурно-просветительской деятельности.

3) Владеть:

  • навыками организации культурно-просветительской работы по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию детей дошкольного возраста.


Тематическое содержание дисциплины
Тема 1. Введение. История музыкального образования как наука и как учебный предмет.

Тема 2. Первый этап музыкального образования (с древнейших времен до обращения Руси к православной христианской религии в конце X в.).

Тема 3. Второй этап развития отечественного музыкального образования (с конца X до середины XVII века).

Тема 4. Третий этап отечественного музыкального образования (вторая половина XVII – первая треть XIX века).



  • 4.1. Предпосылки переходного периода от музыкально – педагогических традиций Древней Руси к музыкальному образованию Нового времени.

  • 4.2. Петровская эпоха в истории отечественного музыкального образования (1682-1725).

  • 4.3. Философия Просвещения и идеи музыкального образования в XVIII веке.

  • 4.4. Народность как философско – педагогический принцип музыкального образования начала XIX века.

Тема 5. Четвертый этап развития отечественного музыкального образования (со второй трети до конца XIX столетия).

  • 5.1. Факторы развития отечественной музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики в XIX веке.

  • 5.2. Музыкальное образование светской ориентации.

  • 5.3. Музыкальное образование «Просветительского типа».

  • 5.4. Тенденция к демократизации «Элементарного» образования.

  • 5.5. В.Ф. Одоевский как философ и теоретик отечественного музыкального образования.

  • 5.6. Музыкальное образование в учебных заведениях религиозно – духовной направленности.

  • 5.7. Взаимное влияние музыкального образования народной, светской и православной направленности.

  • 5.8. Особенности становления и развития системы профессионального музыкального образования в России во второй половине XIX века.

  • 5.9. Развитие отечественной музыкально-педагогической мысли в области вокальной и инструментальной педагогики в XIX веке.

Тема 6. Пятый этап развития отечественного музыкального образования (с XX века по настоящее время).

  • 6.1. Сложность и противоречивость развития музыкального образования в первой трети XX столетия.

  • 6.2. Постановка и решение проблем общего музыкального образования в 20-е годы XX века.

  • 6.3. Развитие музыкально-педагогической теории и практики музыкального образования в 30-е – 80-е годы XX века.

  • 6.4. Особенности музыкального образования в 90-е годы XX века.

  • 6.5. Основные направления эволюции музыкально-педагогической мысли в XX веке.

Тема 7. Диагностика общего и особенного в истории отечественного музыкального образования.

  • 7.1. Общее и особенное в становлении профессионального и общего музыкального образования.

  • 7.2. Особенности взаимосвязи трех основных направлений музыкального образования (народного, религиозного, светского) в процессе их исторического развития.

  • 7.3. Значение историко – педагогических знаний для решения актуальных проблем музыкального образования.


Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

  1. Адищев В.И. Музыка в женских институтах России конца XIX – начала XX века (Теория и практика образования): Монография. – М.. 2001.

  2. Адищев В.И. Музыкальное воспитание в кадетских корпусах России (конец XIX - начало XX века): Исследование. – М., 2000.

  3. Алексеев А. Французская фортепианная музыка конца 19 – конец 20 века. – М., 1961.

  4. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководство по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века). Хрестоматия (фрагменты). Киев, 1974.

  5. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х частях. – М., 1988.

  6. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект. – М., 1986.

  7. Аникин В.П. К мудрости ступеньки. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. – М., 1982.

  8. Апраксина О.А. Детское музыкальное воспитание в России до Великой Октябрьской социалистической революции//Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. – М.:Л., 1948.

  9. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской образовательной школе. – М.:Л., 1948.

  10. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. – Л., 1973.

  11. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х т. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т.1. – М.. 1994.

  12. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. – М., 1997.

  13. Баренбойм Л.А. Н.Г.Рубинштейн. – М., 1982.

  14. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века// СМ. – 1971. – № 8.

  15. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.

  16. Баренбойм Л.А. А.Г.Рубинштейн. В 2-х т. – Л., 1957. – Т.1. – Л.. 1962. – Т.2.

  17. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И.Глинки. – Л., 1968.

  18. Барсов Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики: Сб.статей. – Вып.6. – Л., 1982. – С.6-22.

  19. Беленчук Л.Н. Концепция национального воспитания на рубеже XIX- XX вв.//Педагогика. – 1999. – № 5. – С.89-93.

  20. Белова А.В. Институтское образование русской дворянки XVIII- первой половины XIX века: традиции и новации/Европа и Россия в новое и новейшее время: политическое и культурное взаимодействие: Сб.статей. – Тверь, 1999.

  21. Беляева Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца ХХ столетия. Исторические этюды. – Мурманск, 2002.

  22. Бернстайн Л. Концерты для молодежи / Пер с англ и изд Е.Ф. Бронфин. – Л. 1991.

  23. Бернстайн Л. Музыка – всем /Пер. с англ. В.Н. Чемброджи. – М., 1978.

  24. Благовещенский И. Из истории скрипичной педагогики – Минск, 1980.

  25. Бобылев Л.Б. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862-1917). – М., 1992.

  26. Богданов А. Карл Орф. – М., 1978.

  27. Бражников М.В Древнерусская теория музыки по рукописным материалам XV XVIII веков – Л.. 1972.

  28. Буасье А. Уроки Листа. – Л., 1964.

  29. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. – Л., 1975.

  30. Гагаев П.А. Западники и славянофилы в отечественной педагогике//Педагогика. – 2001. – № 1. – С.58-63.

  31. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской православной церкви: Сущность. Система. История. – Сергиев Посад, 1998.

  32. Герасимова-Персидская Н.А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. – М., 1983.

  33. Гнутикова Ю.П.Подготовка учителя пения в дореволюционной России//Музыкальная подготовка учителя пения. Уч.записки МГПИ им.В.И.Ленина. – Вып.233. – М., 1965. – С.3-31.

  34. Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян. – М., 1971.

  35. Гуревич Е. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях от средневековья к 21 столетию. – М., 1991.

  36. Дементьева Л. Екатерининский институт//Наше наследие – 1998. – № 45. – С.99-195.

  37. Дилецкий Н. Идея грамматики мусикийской /Публ. пер.. исслед. и комм. Вл.Протопопова. – М., 1979.

  38. Днепров Э.Д.. К.Д.Ушинский – реформатор русской школы и основоположник научной педагогики в России//Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Вторая половина XIX века/Отв.ред. А.И.Пискунов. – М., 1976.

  39. Дорошенко С.И. Музыкальное образование в России. Историко-педагогические исследования. – Владимир, 1999.

  40. Зауэр Э. Кто меня сделал музыкантом (глава из книги «Мой мир») //Вопросы фортепианного исполнительства. – М., 1976. – Вып.4. – С.11-27.

  41. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия (Сост. О.А. Апраксина). – М., 1990.

  42. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и документы. – М., 1986.

  43. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга/Сост. А.И.Баженова, В.И.Вардугин. – Саратов, 1993.

  44. КаменскийА.Б. «Под сенью Екатерины…» Вторая половина XVIII века. – Спб., 1992.

  45. Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании //Каптерев П.Ф. Избр.пед.соч./Сост. П.А.Лебедев. – М.. 1982.

  46. Ковалева В.М. Музыкальное образование в России в конце XVII – первой четверти XVIII столетия: историко-педагогический аспект: Автореф. канд.дисс. – М., 2002.

  47. Копчевский Н. Иоганн Себастьян Бах (исторические свидетельства и аналитические данные об исполнительских и педагогических принципах) Вопросы музыкальной педагогики. – М., 1979. – Вып. 1.

  48. Корабельникова Л.З. Музыкальное образование//История русской музыки: В 10 т. – Т.6. 50-60-е гг. XIX в. – М.. 1989. – С.167-187. – Т.8. 70-80-е гг.XIX в.. Часть вторая. – М., 1994. – С.408-443.

  49. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. – М., 1999.

  50. Кудрявцева Е.Б. Педагогические взгляды Екатерины Второй//Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сб.статей по теории и практике эстетического воспитания/Ред.-сост. В.П.Сомов. – М., 1994.

  51. Кузнецова Т.В. Народность искусства как проблема эстетической мысли: Автореф. дисс. …доктора философ.наук. – М., 1999.

  52. Левашев Е.М. Традиционные жанры православно певческого искусства в творчестве русских народных композиторов от Глинки до Рахманинова. 1825-1917. – М., – 1994.

  53. Леонтьева О.Т. Карл Орф. – М., 1984.

  54. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Панырко Н.В. Смех в Древней Руси. – Л., 1984.

  55. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. – М., 1957.

  56. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). – Спб., 1994.

  57. Макуренкова А.Н. Буховцев А.Н. и его методические работы (из прошлого русской фортепианной педагогик и)//Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства: Труды ГМПИ им. Гнесиных. – Вып. 4/ – М. – 1961. – С.149-178.

  58. Мартынов В.И. История богослужебного пения. – М.. 1994.

  59. Медведева М.В. Взаимовлияние древнерусского и церковного певческого искусства (на примере импровизационного распева)// Народно – певческое образование в России: проблемы и пути развития: Материалы Всероссийских научно – практических конференций 1992, 1995 годов и педагогического семинара 1997 года. – М., 1998.

  60. Миропольский С.И. – пропагандист наследия Я.А.Коменского /Педагогика. – 1998. – № 7. – С.93-96.

  61. Музыка и мифы. Сборник трудов. – М., 1992. – Вып.18.

  62. Музыка-кудесница. Сказки о музыке. – М., 1987.

  63. Музыкальная эстетика России XI- XVIII веков/Сост. пер. и общ.ред. А.И.Рогова. – М., 1973.

  64. Н.А.Римский-Корсаков и музыкальное образование: статьи и материалы/Под ред. С.Л.Гинзбург. – Л., 1959.

  65. Николаев Б. Текстовая грамматика знаменного пения. – Псков, 1995.

  66. Николаев Б., протоиерей. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. Опыт исследования мелодики и нотации русского православного церковного пения со стороны церковно-богослужебной. – Иосифо-Волоцкий монастырь. Общество древнерусской музыкальной культуры, 1995.

  67. Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец Х – середина XVII столетия. Учебное пособие. – М., 2003.

  68. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX- XX веков. Учебное пособие. – М., 1988.

  69. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. В.Я. Струминского. – М., 1955.

  70. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие/Общ.ред. Г.Б,Бернандта. – М., 1956.

  71. Орлов В. Русские просветители 1790-1800 годов. – М., 1950.

  72. Полозова Т.Д. К.Д.Ушинский об эстетическом воспитании//СП – 1973. – № 12. – С.101-110.

  73. Праслова Г.А. Музыкальное образование как фактор развития человека в творческом наследии В.Ф.Одоевского: Учебно-методическое пособие. – СПб., 1999.

  74. Программа курса «История и теория музыкальной подготовки/Автор сост. Н.А.Терентьева. – Спб., 1993.

  75. Программа курса «История музыкального образования»//Музыкальное образование: методолого-методическая подготовка учителя музыки. программы дисциплин по специальности 030700 – Музыкальное образование/Автор – Е.В.Николаева. – М., 2000.

  76. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки. Учебно–методическое пособие. – СПб.,1997.

  77. Римский-Корсаков Н.А. и музыкальное образование: Статьи и материалы /Под ред. С.Л.Гинзбурга. – Л., 1959.

  78. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. – М., 1955.

  79. Рубинштейн А.Г. Литературное наследие. В 3-х т. – Т.1. Статьи. Книги. Докладные записки. Речи/Сост. Л.А.Баренбойм. – М., 1983.

  80. Самсонова Т.П. Энциклопедия Дидро и Даламбера и ее влияние на распространение музыкальных знаний в России//Проблемы музыкального образования и педагогики: Межвузовский сборник научных трудов/Отв.ред. Н.А.Терентьева. – Спб., 1994.

  81. Стасов В.В. Училище правоведения сорок лет тому назад//Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/Сост. О.А.ВАпраксина. – М., 1990. – С.18-26.

  82. Степан Васильевич Смоленский//Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.1. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. – М., 1998.

  83. Терентьева Н.А. Из истории западноевропейской фортепианной педагогики 19 века. Проблемы музыкального образования и педагогики. – СПб., 1994.

  84. Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учебное пособие. – СПб., 1994.

  85. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. – СПб., 1997.

  86. Толстой Л.Н. Из отчета Яснополянской школы за 1862 год//Из истории музыкального образования: Хрестоматия/Сост. О..Апраксина. – М., 1990. – С.43-46.

  87. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1953.

  88. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. – М., 1971.

  89. Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола //Педагогика. – 1999. – № 5. – С.82-88. – № 6. – С62-74.

  90. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. – СПб., 1999.

  91. Христофор. Ключ заменой. Из серии «Памятники русского музыкального искусства». Вып. 9. – М., 1983.

  92. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие. – М., 1984.

  93. Эльшекова А. Об изучении ранних форм славянской народной музыки//Славянский музыкальный фольклор. – М.. 1972.

  94. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству // Азбука музыкально – творческого саморазвития (серия «У тебя все получится»). – М., 1997.

  95. Яворский Б.Л. Избранные труды: В 2-х т. – М., 1987.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Адищев В.И. Теоретические основы музыкального образования в школе. – М., 2003.

  2. Алексеев Э.Г. Нотная запись народной музыки: Теория и практика. – М.. 1990.

  3. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самоуправление Петра Великого. – Спб., 1997.

  4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века/Сост. П.А.Лебедев. – М., 1990.

  5. Апраксина О.А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1977. – Вып. 12.

  6. Бабыль Л.Б. История и принципы Композиторского образования в первых русских консерваториях (1862 – 1917). – М., 1992.

  7. Багадуров В. Очерки по истории вокальной педагогики в 3-х частях. Ч.3., Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – М., 1956.

  8. Басилов В.Н. Избранники духов. – М., 1984.

  9. Батуринская Т.Н. Петь всем детям без исключения…. (С.В.Смоленский о школьном хоровом пении)//Музыка в школе. – 1990. – № 3.

  10. Беленчук Л.Н. Концепция национального воспитания на рубеже XIX – XX вв./Педагогика. – 1990. – № 5. – С.89-93.

  11. Белова А.В. Институтское образование русской дворянки конца XVIII- первой половины XIX века: традиции и новации//Европа и Россия в новое и новейшее время: политическое и культурное взаимодействие: Сб.статей. – Тверь, 1999. – С.45-62.

  12. Бернстайн Л. Музыка – всем / Пер с англ. В.Н. Чемберджи. – М., 1978.

  13. Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников: Учебное пособие. – М., 1989.

  14. Валькова В.Б. Музыкальный тематизм мифологическое мышление//Музыка и миф. Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. – Вы.118. – М., 1992. – С.40-61.

  15. Владышевская Т.Ф. Музыка Древней Руси//Г.К.Вагнер, Т.Ф. Владышевская. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

  16. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999.

  17. Вольман Б. Печатные ноты 18 века. – Л., 1957.

  18. Гервер Л. К проблеме «миф и музыка»//Музыка и миф. Сборник трудов ГМПИ им.Гнесиных. Вып.118. – М., 1992. – С.4-21.

  19. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: Светская праздничная жизнь в искусстве IX -XVI вв. (Часть 4. В мире антиномий). – М., 1988. – С.190-225.

  20. Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских европейского Севера. – М., 1988.

  21. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Государев двор или дворец. – М., 1990.

  22. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетия. Государев двор или дворец. – М., 1990.

  23. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология//Мифы народов мира. энциклопедия в 2-х т. Т.2/Гл.ред. С.А.Токарев. – М., 1992.

  24. Из бесед А.Б.Гольденвейзера о музыкальном воспитании и обучении детей//Вопросы фортепианной педагогики: Сборник статей/Под ред. В.А.Натансона. – Вып.2. – М.. 1967.

  25. История музыкальных учебных заведений имени Гнесиных /Общая ред. Э.Риттин. – М., 1981.

  26. Кайсаров А.С. и др. Мифы древних славян. Велесова книга /Сост. А.И.Баженов, В.И.Вардуган. – Саратов, 1993.

  27. Каменский А.Б. «Под сенью Екатерины…». Вторая половина XVIII века. – Спб., 1992.

  28. Кикнадзе Л.В. Научно-методические основы исследования музыкальной педагогики//Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. Межвузовский сборник научных трудов/отв.ред. Г.П.Стулова. – М., 1975. – С.9-14.

  29. Кларин В.М.. Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX веков. – М., 1996.

  30. Коган М.Е. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе// Музыка в школе. – 1987. – № 4.

  31. Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной художественной литературе (середина XIX – начало XX вв.). – М., 1994.

  32. Кошелева О.Е. Античность в русской средневековой педагогической традиции//Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового временим (Исследования и материалы): Сб. науч. тр./Под ред. К.И.Салимовой, В.Г.Безрогова. – М., 1991. – С.97-113.

  33. Краснова О. О соотносимости категорий мифопоэтического и музыкального //Музыка и миф. Сборник трудов ГМПРИ им. Гнесиных Вы.118. – М., 1992. – С.22-39.

  34. Кудрявцева Е.Б. Педагогические взгляды Екатерины Второй//Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сб.статей по теории и практике эстетического воспитания/Ред.–сост. В.П.Сомов. – М., 1994.

  35. Ливанова Т. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков. – М.:Л., 1952.

  36. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и светской школе. – М., 1957.

  37. Мартынов В.И. История богослужебного пения. – М., 1994.

  38. Медушевский В.В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей//Музыкальный современник: Сб.статей – Вып.5. – М., 1984. – С.5-17.

  39. Медушевский В.В. Религиозная природа музыкального слуха//Hono musicus. Альманах музыкальной психологии. – М., 1995.

  40. Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. – 1995.

  41. Минор Н.Н. Н.Я. Брюсова и ее школа музыкального образования. – Саратов, 1994.

  42. Миронова Н.А. Московская консерватория. Истоки (Воспоминания и документы. Факты и комментарии). – М., 1995.

  43. Морозова С.Н. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом наследии Б.Л.Яворского. – М., 1981.

  44. Морозова С.Н. Общность педагогических взглядов К.Д. Ушинского и Б.Л. Яворского на развитии творческих способностей учащихся// Вопросы исполнительской педагогики учителей музыки. – М., 1979.

  45. Морозова Т. Институт благородных девиц//Новый мир. – 1995. – В 8. – С.160-187.

  46. Московская регентско-певческая семинария 1998 – 1999: Науч. история образования. Практика музыкального оформления богослужения: Сб. статей, воспоминаний, архивных документов. – М., 2000.

  47. Музыкальное воспитания в Венгрии/ Сост. Л.А. Баренбойм. – М., 1983.

  48. Муравьева М.Л. С.В.Рахманинов в Мариинском училище//Воспоминания о Рахманинове. – Т.1. – М., 1998. – С.986-389.

  49. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – Спб., 1999.

  50. Назайкинский О.Е. Музыка как память культуры и культура памяти//История и современность. Сб.научн.трудов/Отв.ред. Е.В.Назайкинский. – М.. 1990. – С.13-15.

  51. Натансон В. Из музыкального прошлого Московского университета. – М., 1955.

  52. Натансон В.А. Прошлое русского пианизма (XVIII - начало XIX вв.): Очерки и материалы. – М., 1960.

  53. Николаев Б. Толковая грамматика знаменного пения. – Псков, 1995.

  54. Никольская – Береговская К.Ф. Русская вокально – хоровая школа 9-10 веков. Учебное пособие. – М., 1998.

  55. Одоевский В.Ф. Записка «О полковом оркестре в Лесном институте и вообще о преподавании музыки в оном»//Памятники культуры: Новые открытки: Ежегодник. – 1978. – Л., 1979. – С.221-223.

  56. Одоевский В.Ф. Русские ночи. – Л., 1975.

  57. Орлов В. Русские просветители 1790-1800 годов. – М., 1950.

  58. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея Пушкинской поры (1811-1817 гг.): Историко-педагогический очерк. – М., 1993.

  59. Рачинский С.А. Заметки о сельских школах. – Спб., 1983.

  60. Революция – искусство – дети. Материалы и документы. Из истории эстетического воспитания в советской школе: Книга для учителя: В 2-х ч. – М., 1988.

  61. Революция – искусство – дети. Материалы и документы. Из истории эстетического воспитания в советской школе: Книга для учителя. В 2-х ч. – М., 1988.

  62. Рогов А.И. Церковь и светская музыка//Музыкальная эстетика России XI XVIII веков /Сост. текстов, игр и общ.вст.статья А.И.Рогова. – М., 1973. – С.46-57.

  63. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1994.

  64. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. – М., 2001.

  65. Самсонова Т.П. Энциклопедия Дидро и Даламбера и ее влияние на распространение музыкальных знаний в России//Проблемы музыкального образования и педагогики: Межвузовский сборник научных трудов//Отв.ред. Н.А.Терентьева. – СПб., 1994.

  66. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: народы Нижнего Амура) (Главы 5-7). – М., 1991.

  67. Сухова Л.Г. Педагогические принципы Н.Г.Рубинштейна и их реализация в современной практике преподавания музыки: Автореф. дисс…канд. пед.наук. – М., 1997.

  68. Талина Г.В. Царь Алексей Михайлович: Личность, мыслитель, государственный деятель. – М., 1996. .

  69. Трубачев С.З. Музыка богослужения в восприятии священника Павла Флоренского//Журнал Московской Патриархии. – 1983. – № 5. – С.74-78.

  70. Трубачев С.З. Музыка и символ в творческом преломлении П.А.Флоренского//Музыкальная академия. – 1999. – № 3. – С.83-88.

  71. Усачева Р.Ф. Формирование системы женского среднего образования в России (60-е годы XVIII – 60-е гг. XIX векв): Дисс. …. канд. пед.наук. Ростов-на-Дону, 1997.

  72. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. Второе доп.изд-е. – М., 1971.

  73. Федорович Г.Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX века. – Екатеринбург, 2001.

  74. Ферруз С.А. Некоторые черты семейного музыкального воспитания детей в XVIII перовой половине XIX века//Проблемы методов исследования системы нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи: Научные статьи. – М., 1990.

  75. Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки//Ранние формы искусства. – М., 1972.

  76. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. – Долгопрудный, 1994.

  77. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Сост. Л.А. Баренбойм. – М., 1978.

  78. Элланская М.М. С.В. Рахманинов в Училище ордена святой Екатерины//Воспоминания о Рахманинове. – Т.1. – М. – 1988. – С.390-396.

  79. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1999.

  80. Якубовская Т. В.Н. Шацкая – музыкант, просветитель, педагог, ученый// Музыка в школе. – 1984. – № 1.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  • http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

  • http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

  • http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

  • www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

  • http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  • http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  • http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  • http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  • www.//flogiston.ru


Интернет-ресурсы:

  • Библиотека Максима Мошкова.http://Психология://lib.ru

  • Фундаментальная электронная библиотека (ИМЛИ РАН).http://www.feb-web.ru

  • Электронная библиотека ImWerden.http://imwerden.de/

  • Издательство «Планетариум». http://www.cnso.ru/


Информационные ресурсы по музыке:

  • http://intoclassics.net/

  • http://classic.chubrik.ru/

  • www.forumclassic.ru

  • http://www.world-art.ru/


Содержательный компонент теоретического материала
Тема 1. «История музыкального образования как наука и как учебный предмет»

Вопросы для самоконтроля:

  1. Докажите, что музыкальное образование является исторической категорией.

  2. Кто из отечественных педагогов-музыкантов занимается проблемами истории музыкального образования?

  3. Назовите цель, предмет и задачи курса «История музыкального образования».

  4. Какие причины обусловили обращение педагогов-музыкантов к проблеме педагогической интерпретации цивилизационного подхода к изучению истории музыкального образования.

  5. Охарактеризуйте сущность интонационного подхода как концептуальной стратегии курса «История музыкального образования».

  6. Раскройте парадигмально-педагогический подход применительно к истории музыкального образования.


Тема 2. Первый этап музыкального образования (с древнейших времен до обращения Руси к православной христианской религии в конце X века)

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чём заключалась сущность устной традиции в передаче музыкального опыта в период язычества?

  2. Каковы были представления славян о происхождении и магической силе музыки? (На примерах былин и сказок).

  3. Что представляло собой раннефольклорное интонирование?

  4. Какова роль языческих жрецов (волхвов) в передаче музыкального опыта?

  5. В каких областях первобытного искусства происходила естественная музыкальная специализация?

Тема 3. Второй этап развития отечественного музыкального образования (с конца X до середины XVII века)

Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте три ипостаси музыкального образования народной ориентации.

  2. В силу каких причин святыми отцами Русской православной церкви до второй половины XVII века противопоставлялись богослужебное пение и музыка (мусикия)?.

  3. Как вы понимаете требование древнерусской православной педагогики «петь духовно»?

  4. Какое значение для отечественного музыкального образования имели постановления Церковных Соборов 1274 и 1551 годов?

  5. Что собой представляла отечественная музыкальная письменность?

  6. Каковы отличительные музыкальные особенности знаменной системы нотации?

  7. В чём историческое значение «Ключа знаменного» инока Христофора для развития отечественного музыкального образования?

  8. Являлись ли Хор государственных певчих дьяков и Хор патриарших певчих своеобразными «певческими школами»?

  9. Почему первыми отечественными профессиональными музыкантами считают скоморохов, а не певчих Русской православной церкви?


Тема 4. «Предпосылки переходного периода от музыкально-педагогических традиций Древней Руси к музыкальному образованию Нового времени. Петровская эпоха в истории отечественного музыкального образования. Философия Просвещения и идеи музыкального образования в XVIII веке»

Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте новую точку зрения на музыку, сформировавшуюся к середине XVII века, назовите факторы, обусловившие её появление и утверждения в отечественном музыкальном образовании?

  2. В чём заключается принципиальная новизна труда Н.П. Дилецкого «Мусикийская грамматика»?

  3. Как отразилась на содержании и методах музыкального образования обращение отечественных педагогов-музыкантов XVII в. к западноевропейской системе нотации?

  4. Докажите, что эпоха Петра I является кульминацией перехода от музыкально-педагогических традиций Древней Руси к музыкальному образованию нового времени.

  5. Раскройте особенности музыкального образования православной ориентации в эпоху Петра I.

  6. Охарактеризуйте певческие буквари и грамматики.

  7. Назовите факторы, обусловившие развитие музыкального образования светской ориентации.

  8. Назовите компоненты народной музыкальной педагогики.

  9. Чем характерен финал реформ Петра I?

  10. Какие жанры музыкального искусства сформировались в годы правления Екатерины II?

  11. Раскройте сущность концепции целостного художественного образования человека XVIII века.

  12. Охарактеризуйте принципы, систему и содержание светского музыкального образования в России в XVIII веке.

  13. Какие учебные заведения готовили профессиональных музыкантов-исполнителей, регентов, певчих, композиторов, учителей музыки?

  14. Изложите методику обучения певцов в Придворной певческой капелле.

  15. Раскройте факторы, определившие народность как педагогический принцип музыкального образования начала XIX века.


Тема 5. «Развитие отечественной музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики в XIX веке»

Вопросы для самоконтроля:

  1. Изложите суть полемики западников и славянофилов относительно путей развития музыкального образования в России.

  2. Охарактеризуйте просветительский характер демократического, консервативно-идеологического и либерально-эстетического направлений русской общественной мысли.

  3. Раскройте содержание элитарного музыкального образования: а). в 30-е – 50-е годы; б).во второй половине XIX века.

  4. Дайте характеристику произведениям М.П. Мусоргского, раскрывающим жизнь ребёнка XIX века и «Детскому альбому» для фортепиано П.И. Чайковского.

  5. Изложите концепцию, программу, содержание и формы музыкального образования в женских институтах и в кадетских корпусах России.

  6. Объясните, почему возникла тенденция сокращения «разрыва» между содержанием «элитарного» и «элементарного» музыкального образования?

  7. Раскройте историческое значение Бесплатной музыкальной школы в Петербурге под руководством М.А. Балакирева и Г.М. Ломакина.

  8. Как проявился артистический и педагогический талант А.Г. Рубинштейна в просветительской деятельности?

  9. Что представляло собой в XIX веке так называемое «элементарное» музыкальное образование и в каких типах учебных заведений оно осуществлялось?

  10. Какова роль К.Д. Ушинского, С.И. Миропольского, А.И. Пузыревского в разработке теоретических основ общего музыкального образования?

  11. В чём суть проекта Всеобщего обучения детей музыке А.Г. Рубинштейна?

  12. Какова роль хорового пения в реализации принципа соборности?

  13. Какие пути и способы освоения учащимися нотной грамоты применяли педагоги-музыканты в XIX веке и какова их актуальность с позиции нашего времени?

  14. Раскройте методы и приёмы музыкального образования, предложенные В.Ф. Одоевским.


Тема 6. «Музыкальное образование в учебных заведениях религиозно-духовной направленности. Взаимное влияние музыкального образования народной, светской и православной направленности. Развитие отечественной музыкально-педагогической мысли в области вокальной и инструментальной педагогики в XIX веке. Становление и развитие системы профессионального музыкального образования в России во второй половине XIX века»

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие факторы повлияли на обращение педагогов-музыкантов XIX века к изучению древнерусских традиций богослужебного пения?

  2. В чём заключается историческое значение трудов протоиреев Дмитрия Разумовского и В. Металлова по изучению истории и теории богослужебного пения в России для отечественного музыкального образования?

  3. Раскройте роль деятельности С.В. Смоленского для развития отечественного музыкального образования.

  4. Проследите преемственность в музыкально-педагогических воззрениях В.Ф. Одоевского и С.В. Смоленского.

  5. Охарактеризуйте деятельность В.В. Андреева.

  6. Назовите публикации сборников детских песен XIX века.

  7. В чём заключается пастырская деятельность известных педагогов по отношению к крестьянским детям?

  8. Раскройте музыкально-педагогическую деятельность Л.Н. Толстого и С.А. Рачинского.

  9. Как репрезентировались элементы музыкального образования народной ориентации в светских и духовно-религиозных учреждениях?

  10. Что представляла собой система профессионального музыкального образования в России во второй половине XIX века?

  11. В чём общее и специфичное в деятельности Петербургской и Московской консерваторий?

  12. Какие учебные заведения давали среднее музыкальное образование?

  13. Какова роль музыкальных школ в приобщении к искусству представителей интеллигенции и народа?

  14. Как готовились кадры учителей пения для церковно-приходских школ?

  15. В чём вы видите общность музыкально-педагогических воззрений М.И. Глинки, Г.Я. Ломакина и А.Е. Варламова в области вокальной педагогике?

  16. Чем характеризовались поиски отечественных педагогов-музыкантов в области инструментальной музыкальной педагогики?

  17. Охарактеризуйте одно из пособий по методике обучения игре на фортепиано.


Тема 7. «Сложность и противоречивость развития музыкального образования в первой трети XX столетия. Становление и развитие общего музыкального образования в 20-е годы XX века»

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте характеристику концептуальным подходам к музыкальному воспитанию в начале XX века.

  2. Какое влияние на развитие отечественного музыкального образования оказала «Теория ледового ритма» Б.Л. Яворского?

  3. В чём вы видите историческое значение интонационной теории Б.В. Асафьева для развития отечественного музыкального образования?

  4. Охарактеризуйте музыкально-просветительскую деятельность С.Т. и В.Н. Шацких.

  5. Какова роль Московской народной консерватории в приобщении народа к культуре?

  6. Какова роль А.В. Луначарского и Музыкального отдела Наркомпроса в развитии государственной системы музыкального образования?

  7. В чём сущность реформы музыкального образования (1922 год)?

  8. Дайте характеристику содержания и методов специального музыкального образования.

  9. Каковы взгляды отечественных педагогов-музыкантов на школьные учебные программы в 1919-1927 годах?

  10. Как сложилась судьба музыкального образования православной ориентации после 1917 года?

  11. Покажите противоречивость музыкально–педагогических подходов к роли народной музыки в образовании.


Тема 8. «Развитие музыкально–педагогической теории и практики музыкального образования в 30-е – 80-е годы XX века. Особенности музыкального образования в 90-е годы XX века»

Вопросы для самоконтроля:

  1. В силу каких причин в программах методической литературы в 30-е – 60-е годах XX века наблюдался приоритет образовательных задач?

  2. Что послужило стимулом для интенсивного развития отечественной музыкально-педагогической мысли в 70-80-х годах XX века?

  3. В чём заключается историческое значение музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского?

  4. Назовите проблематику музыкально-педагогических исследований в области музыкального образования.

  5. Раскройте систему современного православного образования в стране.

  6. Как вы понимаете альтернативные и авторские программы по музыке?

  7. Как осуществляется введение музыкально-педагогической практики народа в условиях школы и вуза?

  8. Охарактеризуйте основные направления современной музыкально-педагогической теории музыкального образования.


Тема 9. «Общая характеристика этапов музыкального образования»

Вопросы для самоконтроля:

  1. Докажите сосуществование музыкального образования разной ориентации в рамках каждого этапа И.М.О.

  2. Изложите концепции зарубежных педагогов-музыкантов.

  3. Охарактеризуйте одно из пособий по методике обучения игре на фортепиано.
скачать файл



Смотрите также:
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История музыкального образования»
243.5kb.
Ii методические рекомендации и план усвоения учебной дисциплины описание учебно-методического комплекса дисциплины
380.68kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 7 Корпусные технологии в преподавании русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
135.63kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе Методические рекомендации по проведению практических
1730.53kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Анализ социологических данных в программах spss» для студентов специальности 040201 «Социология»
140.63kb.
Методические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку. Часть С. Определения
54kb.
Методические рекомендации по совершенствованию качества образования
448.7kb.
Программа факультативного курса «Вспомогательные исторические дисциплины»
109.31kb.
Методические рекомендации Сценарий и видеоряд представляют собой единое целое. Тем не менее, допускается вариантность музыкального материала и сценария. Видеоряд составлен из видеофрагментов с остановкой на последнем кадре
30.38kb.
Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии
145.02kb.
Методические рекомендации по комплексному изучению месторождений и подсчету запасов попутных полезных ископаемых и компонентов
293.11kb.
Председатель умс у. Д. Буркитбаева
329.79kb.