klevoz.ru страница 1
скачать файл
Реализация технологий индивидуальных образовательных траекторий на уроках химии с целью индивидуализации обучения

На протяжении двух лет я при подготовке учащихся к ГИА использую технологию индивидуальных образовательных траекторий. Автором технологии индивидуальных образовательных траекторий является Н.Н. Суртаева. Впервые технология апробирована в Тюменском регионе.

Основной целью использования технологии индивидуальных образовательных технологий (ТИОТ) является повышение уровня самостоятельности, активности учащихся и индивидуализации процесса обучения. Суть данной технологии состоит в изменении организации образовательного процесса, при котором уменьшается время совместной работы учителя и учащегося. ТИОТ позволяет в аудитории более 30 человек организовать процесс обучения на основании принципа индивидуализации.
Возможности технологии индивидуальных образовательных траекторий для индивидуализации обучения на уроках химии

ТИОТ есть один из множества вариантов реализации личностно-ориентированного обучения. Процессуально-содержательный аспект позволяет на практике в «массе» (аудитории 30 и более человек) организовать процесс обучения на основании принципа индивидуализации, лежащего в основе индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальные образовательные траектории предполагают представление учащимся:

А) выбор уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного);

Б) выбор информационного источника для усвоения выбранного объема знаний (учебника, дополнительной литературы…);

В) выбор способа учения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками (тип мышления, соционический тип, особенности памяти и т.д);

Г) использование темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам;

Д) выбор формы, вида и времени контроля по согласованию с учеником.

Учащийся по данной технологии находится в позиции самостоятельного принятия решения, постоянная такая деятельность позволяет решать проблемы воспитания ответственности за свою собственную жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания образовательного учебного заведения.

Педагогический процесс на основе ТИОТ вписывается и в познавательную и личностную парадигмы. Познавательная парадигма рассматривается по аналогии с процессом познания и рассматривается от постановки целей и отбора его содержания до конкретных форм, методов и средств, проектируется и осуществляется как квазиисследовательский процесс.

В организации обучения на основе ТИОТ можно выделить несколько этапов: подготовительный, процессуальный, рефлексивный.

Подготовительный этап предполагает:


  • Проведение диагностики учащихся, а перед этим подбор методик диагностирования предполагаемых параметров;

  • Определение тем для изучения в курсе;

  • Подготовка дидактического материала;

  • Разработка содержания эталона контроля, контрольных срезов;

  • Подготовка информационно-распределительного листа для учащихся;

  • Подготовка листа учета за деятельностью;

  • Подготовка путеводителя по теме.

  • При переходе на технологический способ обучения учитель готовит тематическое планирование, которое содержит информацию о количестве тем, запускаемых для изучения, примерное число часов на изучение каждой темы и количество и виды контроля, которые учащиеся должны в обязательном порядке пройти. Тематическое планирование в технологиях представляется в линейно-горизонтальном виде.

Учащиеся выбирают:

– уровень содержания (не ниже стандарта);

– информационные источники для его освоения (учебная литература и др.);

– способ обучения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками (при этом скорость обучения соответствует возможностям индивидуальности);

– темп продвижения по теме в соответствии с личностными особенностями;

– форму, вид и время контроля по согласованию с учителем.

При этом ученик, как и учитель, выступает в роли обучающего и консультанта, оказывает помощь, контролирует.

Учитель осуществляет следующие действия:


  1. Проектирование работы, подбор методик на основе диагностических срезов.

2. Определение темы.

3. Подготовка дидактического материала.

4. Разработка содержания контрольных срезов, эталона контроля.

5. Подготовка листа учета деятельности учащихся.

6. Подготовка путеводителя по теме для всех учащихся.

Плюсы рассматриваемой технологии нам видятся в том, что учащиеся вынуждены сами постоянно принимать решения. Это готовит их к самостоятельной жизни. Технология стимулирует максимальное раскрытие способностей, творческих возможностей личности, реализует гуманистический подход. Процесс обучения по такой технологии вписывается и в познавательную, и в личностную парадигму, опираясь на неповторимость, уникальность, самобытность учащегося, позволяет оптимально использовать помощь учителя и одноклассников.




Процедура применения технологии

1. Учитель начинает каждое новое занятие с жеребьевки, в результате которой разбивает учащихся класса на пары. Затем учащиеся работают над полученным заданием самостоятельно, имея возможность получить пояснения у учителя. По окончании работы в парах (она может длиться 5-7 минут) учащиеся представляют группе отчеты и снова с помощью жеребьевки меняют партнеров для работы над новым заданием.

2. Перед началом работы учитель раздает учащимся информационно-распреде-лительный лист и лист учета их деятельности при изучении данной темы, сам или с помощью учеников-консультантов знакомит с формами контроля.

3. Каждый учащийся составляет маршрут образовательной траектории, для чего знакомится с путеводителем по теме, которую будет изучать первой, берет информационные источники, необходимые для изучения данной темы. Если нужно, учащийся обращается к учителю или ученику-консультанту для информационного ввода в тему. Если информационный ввод не нужен, самостоятельно приступает к изучению темы при помощи путеводителя.

4. После изучения темы, выполнения указанных заданий, ознакомления с предложенными средствами контроля ученик идет на контроль к товарищу, за которым закреплена эта же тема.

5. Если собеседование показало, что тема усвоена, можно выходить на другие уровни контроля. Если обнаружены пробелы в усвоении, ученик возвращается к доработке тем, получая дополнительную консультацию. Затем следует повторный контроль у консультанта и другие обязательные виды контроля.

6. В листе учета деятельности делаются пометки:

– . (“точка”) означает, что ученик изучает тему;

– + (“плюс”) – что изучил;

– если ученик успешно прошел контроль, плюс обводится в кружочек.

7. По ходу работы ученик может воспользоваться валеологическим листом.

8. В случае досрочного изучения темы (нормативное время указано в плане) ученик на некоторый срок освобождается от посещения занятий или продолжает двигаться вперед с целью опережающего изучения курса и выхода на досрочный контроль (экзамен, зачет).



9. Если ученик не уложился в отведенное время, он получает дополнительное задание.
скачать файл



Смотрите также:
Реализация технологий индивидуальных образовательных траекторий на уроках химии с целью индивидуализации обучения
47.56kb.
Духовно нравственное и патриотическое, воспитание обучающихся на уроках химии
42.86kb.
«Задания эвристического типа на уроках русского языка в 5 классе»
173.48kb.
Компьютерные технологии в образовательном процессе тогоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
34.39kb.
Хохлышева Ольга Олеговна «Международное право (правовое регулирование современных информационных технологий)» учебная программа
269.31kb.
Формирование личности в условиях компьютеризации образовательного процесса
75.58kb.
В докладе рассмотрена проблема построения образовательной траектории учащегося на основе компетентностного подхода
41.54kb.
Целью данного курса является изучение социально-педагогических технологий, необходимых для творческого применения в практической профессиональной деятельности
407.89kb.
Приказ № от 2010г Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по химии для 8 класса
209.87kb.
«Реализация принципа интеграции образовательных областей» «Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным, частичным, а единым, целым»
172.11kb.
Интерактивная компьютерная технология обучения
196.42kb.
Программа факультативного курса «из истории кадетства в россии»
128.57kb.