klevoz.ru страница 1
скачать файл
Курс: Обзор Шримад-Бхагаватам. Проход первый, часть 2-я: с 6-ой по 12-ю песнь.


Связи 3-5 песен с 6-ой песней

а) дискурсивная связь: (по СД 6.1.1 и следом в комм.ШП)

В конце 5-ой песни описывались страдания людей в аду. Преисполнившись сострадания, Парикшит спрашивает о способе их освобождения. Перечислив концепции искупления с точки зрения кармы и гьяны, Шукадева говорит, что самое лучшее и надежное средство – бхагавад-бхакти, и рассказывает в этой связи историю об Аджамиле.



б) генеалогическая связь:

С 3-ей по 5-ую песню описывались события в Свайамбхува Манвантару. Дакша появился в эту 1-ю манвантару, но по ШБ 4.30.49 начал заниматься вторичным творением в 6-ю манвантару. По СД 6.4.17 в течение 5-ти манвантар Дакша предавался аскезам.

В 4-ой главе 6-ой песни после истории об Аджамиле Шукадева восстанавливает последовательность генеалогического описания, возвращаясь ко времени Прачетов и появлению Дакши – к событиям 1-ой манвантары, описанным к конце 4-ой песни. Затем описывая аскезу Дакши (в виде молитв Хамса-гухйа) и получение им даршана Вишну, Шукадева незаметно переносит нас в 6-ю манвантару.
Примечание к 6-ой – 8-ой песням: В этих песнях описана 6-я манвантара, но в отличие от других манвантар, главной фигурой в творении выступает не Ману (Чакшуша), а Дакша и его потомки от его дочерей по двум линиям:

1) полубоги, рождённые от Адити, (адитйи) и

2) асуры, рождённые от Дити (даитйи) и Дану (данавы).
В 6-й песни главными действующими лицами в творении выступают Адитйи, в лице Индры, Твашты и его потомков: Вишварупы и Вритры; в 7-ой – асуры – в лице Хиранйакашипу, и в 8-ой – полубоги и асуры вместе. В 6-ой песни описаны обеты и усилия по рождению особого сына, предпринятые Дити, в 8-ой – Адити.
Шестая песнь - пошана
гл. 1-3. История Аджамилы.

гл. 4-6 Деяния Дакши, сына Прачетов, по висарге .

[Переход из 1-й манвантары в 6-ю. Конфликт с Нарадой.]

[Сотворение 60 дочерей. Дити и Адити отданы Кашйапе.]

[Один из 12-ти Адитйев – Индра, другой Твашта.

Дочь дайтев родилаТваште сына – Вишварупу]

гл. 7-9 Принятие полубогами Вишварупы в качестве жреца

и его убийство Индрой.

гл. 10-17 История рождения Вритрасуры [из ягьи Твашты] и

история его прошлой жизни, как царя Читракету

гл. 18-19 История рождения Марутов от Дити. Пумсавана-врата.

Династия адитйев: последний – Вамана  в 8-ой песни.

Династия даитйев: первые – Хиранйакша-Хиранйакашипу
Связи 6-ой песни с 7-ой:

а) генеалогическая связь:

В конце 6-ой песни описана династия даитйев. В 7-ой песне описано властвование над всем миром, которого добился первый из этой династии – Хиранйакашипу.



б) дискурсивная связь:

Последний раздел 6-ой песни описывает гнев Дити на Индру. Дити думала, что именно Индра побудил Вишну убить первых её двух сыновей.

В начале 7-ой песни Парикшит спрашивает о кажущемся пристрастии Вишну к полубогам и неприязни к асурам.
Седьмая песнь – ути (или утайаХ)
гл. 1-10 История о [внуке Дакши,] Хиранйакашипу,

и его сыне Прахладе

гл. 11-15 Описание сад-дхармы (в рамках варнашрамы).

Объяснение связи двух разделов 7-ой песни с точки зрения главной её темы: ути.
Замечание о явлении Варахадева в 6-ю манвантару и о его сражении с Хиранйакшей.

Прояснение этого момента помогает понять, что в истории Варахадева, описанной в 3-ей песни, 14, 17-19 главы (а также некоторые эпизоды в 13-ой главе) относятся не к 1-ой манвантаре, а к 6-ой.


Связь 7-ой песни с 8-ой (дискурсивно-тематическая):

Последний раздел 7-ой песни описывал сад-дхарму, относящуюся к варнашраме. Но согласно стиху ШБ 2.10.4 манвантарАни сад-дхармаХ, «манвантары – это сад-дхарма

дхарма святых [царей-преданных, во главе с Ману, правящих в течение той или иной] манвантары; их жизнеописание». Т.о. термин «сад-дхарма» тесно связан с темой манвантар, 6-ой темой из списка 10-ти тем ШБ, которая ещё не была обсуждена. Кроме того, Парикшиту становится очевидно, что в изложении Шукадевой хода мировых событий произошел скачок из 1-ой манвантару в 6-ую. Все это побуждает Парикшита попросить в начале 8-ой песни Шукадеву рассказать об остальных Манвантарах.
Восьмая песнь - манвантарани

Гл.1-14 Описание 14 Ману, их периодов и сад-дхармы

(с историями воплощений Господа).

гл. 1: Описание 4-ех первых периодов Ману:

Свайабхува, Сварочиша, Уттама, Тамаса.

[Шукадева: «В 4-й период Господь явился как Хари

и спас Гадженжру». Парикшит просит рассказать.]

гл. 2-4: История слона Гаджендры

гл. 5: Описание 5 и 6-ой Манвантар: Раивата и Чакшуша.

гл. 5-11 Описание пахтания молочного океана в 6-ю манв.

гл. 12 Мохини-мурти сбивает с толку Господа Шиву.

гл. 13 Описание остальных Манвантар, с 7-ой по 14-ю.

гл. 14 Типичные обязанности, возложенные на 6 видов существ, во главе с Ману: 1) Ману, 2) их сыновья, 3) риши, 4) девы 5) Индра; 6) воплощения Хари.


[Возвращение к 6-ой Манвантаре: пахтание океана в 11 гл. заканчивается побоищем между демонами и полубогами, в котором многие демоны, включая Бали, погибают. Текущий блок в начинаяется (в 15ой гл.), с того, что Шукрачарйа оживляет Бали, из-за чего он становится очень предан гуру]
Гл. 15-23 Игры Господа Ваманы.

гл. 15. Бали свергает Индру.

гл. 16-17. Скорбь Адити. Пайо-врата. Согласие Господа

гл. 18-19 Вамана: приходит, просит у Бали 3 шага земли

гл. 20-21 Бали дает, Вамана 2-мя шагами забирает все

гл. 22-23. Бали предается. Восстановление власти Индры



Гл. 24 Матсйа-аватара спасает царя Сатйаврату, будущего Ваивасвату Ману. [Переход в 7-ю Манвантару].
Связь 8-ой песни с 9-ой (генеалогическая):

В последней главе восьмой песни описано то, как 6-ая манвантара закончилась вселенским потопом. Девятая песнь начинается с описания новой, 7-ой манвантары, Ваивасваты.




Девятая песнь - ишанукатха

От Ваивасваты образуются две главные династии царей: солнечной (Сурйа-вашми) и лунной (Сома-вамши).


Гл. 1-13 Описание династии Сурйа-вамши

Гл. 1 История о Судйумне [Ваивасвата – Судйумна (как женщина) + Будха (сын Сомы) – Аила (Пурурава)]

Гл. 2 Сыновйа Ваивасваты. [Нрига…Огхаван] [Наришйанта … Агнивешайаны] [Дишта … Сомадатта].

Пришадхра – бездетный (История случайного убийства им коровы, проклятия Васиштхи, и достижения освобождения).

Гл. 3 [Ваивасвата – Шарйати –] Суканйа и Чйавана. Ревати (пра-правнучка Шарйати) и Баларама

Гл. 4-5 [Ваивасвата – Набхага – НАбхАга – ] Амбариша. Нападение на него Дурвасы.

Гл. 6 От Ишкваку до Мандхаты. 50 его дочерей и Саубхари Муни.

Гл. 7 От Мандхаты до Тришанку – Харишчандра (у обоих проблемы с Вишвамитрой) – Рохита (история с Варуна-йагьей).

Гл. 8 От Рохита до Сагары. Его сыновья от Сумати, сожженные Капилой, их племянник Амшуман,

узнавший от Капилы, что их можно спасти водами Ганги.

Гл. 9 Потомки Амшумана – Дилипа – Бхагиратха. История нисхождения Ганги.

От Бхагиратхи … до Саудаса (проклятого быть ракшасом) – Амшака – … до Кхатванги. История его предания.

Гл. 10-11 [Кхатванга – Диргхабаху – Рагху – Аджа – Дашаратха – Рамачандра.] Игры Господа Рамачандры.

Гл. 12 Династия Рамы: от Куши … до Сумитры (в Кали-югу), прекращение династии.

Гл. 13 Династия сына Икшваку, Ними. [История проклятия Васиштхой и рождения Джанаки. Вся династия от Джанаки-1 вплоть до Махаваши.]

Гл. 14-24 Описание династии Сома-вамши

Гл. 14-17 Предки Йайати, начиная с Пуруравы:

Гл. 14 Пурурава и Урваши. История безумной страсти. Старший сын – Айу.

Гл. 15-16. [От Айу… до Гадхи, его дочь Сатйавати и Ричика, их дочь Ренука и Джамадагни. Их сын Парашурама.]

Парашурама, Его деяния. Гадха – Вишвамитра – 100 сыновей. Приёмный сын Сунахсепха и родные 50 старших и 50 младших.

Гл. 17 Династии 4-ех сыновей Айу, кроме Нахуши.



Гл. 18-19. История сына Нахуши, Йайати. Девайани и Шармиштха. 5 сыновей Йайати. Главные: Йаду и Пуру.

Гл. 20-22 Династия Пуру:

Гл. 20 От Пуру до Душманты (история с Шакунталой) – Бхарата – Бхарадваджа (как приемный сын и наследник престола).

Гл. 21 От Бхарадваджи до Рантидевы. История его поста. От Бхарадваджи до Аджамидхи – Нила. От Нилы 2 линии:

1) брахманическая: Ахалйа и позже Крипа и Крипи; 2) кшатрийская: Сомака – Пришата – Друпада и т.д.

Гл. 22 Династия [от Аджамидхи .. до] Куру.

2 линии: i. Куру – Судхану: … до Упаричара Васу … до Джарасандхи

ii. Куру – Джахну: еще 2 линии: 1) Бахлика – Сомадатта – Бхуришрава

2) Шантану: Бхишма, Вичитравирйа: Дхритараштра (Кауравы) и Панду (Пандавы)



Гл. 23-24 Династия Йаду:

Гл.23 Династии сыновей Йайати: Анну, Друхйу, Турвасу и Йаду. Йадавы: в линии Сахасраджита – Картавирйа Арджуна.

Йаду – Крошта … до Видарбхи.

Гл.24 от Видарбхи … до Кришны. Слава Господа Шри Кришны.

Династии Сатватов: Вришни (Васудева, Кунти, Акрура), Андхаки (Деваки, Уграсена, Камса), и Бходжи
Связь 9-ой песни с 10-ой (генеалогическая и дискурсивная):

Развернутая генеалогия потомков Ваивасваты Ману приводит нас в конце 9-ой песни к Шри Кришне. Девятая песнь заканчивается описанием славы Верховного Господа, Свайам Бхагавана Шри Кришны, явившегося в династии Йаду. В ответ на просьбу Парикшита, Шукадева в десятой песни подробно описывает историю явления Шри Кришны и Его игр на Земле.


Песнь десятая - ашрайа

I. Приход Кришны (1-5)

II. Игры во Вриндаване (6-39)

гл. 6-14 Детские игры (бАлйа-лИлА).

гл. 6-8 Уничтожение Путаны, Шакатасуры, Тринаварты и 2 раза показ вселенской формы.

гл. 9-10 Дамодара-лила.

гл. 11 Переезд из Махавана во Вриндаван. Убийство Ватсасуры и Бакасуры.

гл. 12 Убийство Агхасуры

гл. 13-14 Брахма-вимохана-лила



гл. 15-20 ПаугаНДа-лИлА

гл. 15, 18 Баларама убивает Дхенукасуру и Праламбасуру

гл. 16-17, 19 Обуздание Калии и проглатывание лесных пожаров

гл. 20 Описание осени и сезона дождей во Вриндаване



гл. 21-39 КаиШора-лИлА

гл. 21 Вену-гита

гл. 22 Кража одежд у незамужних гопи

гл. 23 Благословение женам йагьика-брахманов.

гл. 24-27 Говардхана-лила

гл. 28, 34 Спасение Нанды Махараджи из плена Варуны и из пасти огромного питона

гл. 29-33 Раса-лила

гл. 35 Песнь гопи в разлуке с Кришной

гл. 34, 36-37 Убийство демонов Шанкхачуды, Аришты, Кеши и Вйомы

гл. 38-39 Прибытие Акруры, отъезд из Вриндавана и видение в Йамуне.

III. Молитвы Акруры в Йамуне (40)

IV. Игры в Матхуре (41-51)

гл. 40-45 Убийство демона Камсы и восстановление Уграсена на троне

гл. 45 Обучение Кришны и Баларамы у Сандипани Муни

гл. 46-47 Уддхава посещает Вриндаван

гл. 48-49 Встреча с Кубджей. Миссия Акруры в Хастинапуре.

гл. 50-51 Отражение атак Джарасандхи (и позже Калайаваны) на Матхуру. Возведение Двараки.

V. Игры в Двараке (52-90)

гл. 52-59 Женитьба Кришны на 16108 женах (с соблюдением хронологии)

гл. 52-55 Женитьба на Рукмини и история их первенца, Прадйумны.

гл. 56-57 История камня сйамантака. Женитьба на Джамбавати и Сатйабхаме.

гл. 58 Женитьба на 5-ти принцессах: Калинди, Митравинде, Сатйе, Бхадре, Лакшмане

гл. 59 Женитьба на 16100 девушках, похищенных Бхаумасурой, после победы над ним.

гл. 60-70 Игры в Двараке с женами, детьми и внуками. Семья Шри Кришны (без хронологии).

гл. 71-89 Игры, связанные больше с другими преданными (не с Йадавами)

[начало хронологически цельного фрагмента]

гл. 71-75 Игры в Индрапрастхе, связанные с Раджасуйа-йагьей (до, во время нее и после нее).

гл. 76-78 Победа над демоном Шалвой. Победа над Видуратхой и Дантавакрой.

[пропуск 13-ти летнего периода, когда Пандавы были в изгнании – начало битвы на Курукшетре]

гл. 78-79 Паломничество Баларамы. Уничтожение Ромахаршаны и Балвалы.



[конец хронологически цельного фрагмента – конец битвы на Курукшетре]

гл. 80-81 История Брахмана Судамы

гл. 82-84 Паломничество на Курукшетру по время солнечного затмения.

гл. 85 Посещение Бали на Сутале, чтобы вернуть Деваки убитых Камсой сыновей.

гл. 86 Арджуна похищает Субхадру. Встреча в Митхиле с Бахулашвой и Шрутадевой.

гл. 87 Молитвы олицетворённых Вед.

гл. 88 Особая милость Кришны к Своим преданным. Спасение Шивы от Врикасуры.

гл. 89 Кришна и Арджуна возвращают сыновей брахмана, украденных Маха-Вишну

гл. 90 Верховная слава Шри Кришны. Подведение итога Его играм.
Прим_Х.д.: Дварака-лила: сочетание сладости нара-лилатвы с аишварйей. В конце 10-ой песни (гл. 84-90) Шукадева делает очевидный акцент на то, что, несмотря на Его нара-лилатву, Шри Кришна обладает верховной аишварйей.
Связь 10-ой песни с 11-ой (генеалогическая):

Десятая песнь повествует о явлении Господа Кришны и его деяниях. 11-я песнь говорит об игре Его ухода с этой планеты и и игра ухода его спутников в Двараке, которая внешне принимает форму уничтожения династии Йаду.


Песнь одиннадцатая - мукти

11-я песнь построена, как слоёный пирог. В ней три слоя, описывающих ход игры уничтожения Йаду-вамши: начало этой игры, её середина и конец, между которыми вложены два слоя передачи знания, пробуждающего к реальности (таттва-бодхика гьяны – по СД), сначала в краткой форме – в беседе Васудевы с Нарадой (пересказ беседы Ними с Навайогендрами), а затем подробно – в Уддхава-Гите.


гл. 1 Начало маушала-лилы (игры, связанной с палицей). Шутки над риши, их проклятие и палица, рожденная Самбой.

гл. 2-5 Краткое изложение дающей освобождение таттва-гьяны в беседа Ними с Навайогендрами (джАйантейа-катхА)

гл. 6 Продолжение игры уничтожения Йаду-вамши: переезд Йадавов в Прабхасу, с намерением отвратить проклятие.

Понимая о намерении Господа скоро покинуть этот мир, Уддхава молит Кришну взять его с собой. В этом контексте начинается

гл. 7-29 Уддхава-гита (Сокровенное учение Шри Кришны, переданное Уддхаве). Подробное изложение таттва-гьяны.

гл. 30 Уничтожение династии Йаду.

гл. 31 Уход Шри Кришны. Завершение маушала-лилы.
Связь 11-ой песни с 12-ой (генеалогическая – по СД 12.1.2-3):

Чтобы принести блаженство всему миру, в 10-ой и 11-ой песни [Шукадева] погрузил [слушателей] в океан рассказов о нектаре жизнеописания ШрИ-кРшНа-чандры, низошедшего в Чандра-вамше. Теперь, чтобы пробудить в них отрешённость от всего остального, в начале 12-ой песни будет описана участь, которую ожидает остаток этой Чандра-вашми.


Песнь двенадцатая - ниродха

I. Завершение беседы Шукадевы и Парикшита. (1-6)

гл. 1-3 Адхарма в век Кали

гл. 4 Описание Пралайи

гл. 5-6 Последние наставления Шукадевы. Уход Парикшита. Сарпа-йагья Джанамеджайи, её прекращение.

II. Завершение беседы Суты и Шаунаки (6-13)

гл. 6-7 Описание Ведической и Пуранической литературы

[Вопрос Шаунаки о Маркандее: «Если он выжил с прошлого дня Брахмы, то как он родился в моей семье в этот день Брахмы?»]

гл. 8-10 История Маркандейи Риши

гл. 11-13 Заключение Шримад-Бхагаватам


скачать файл



Смотрите также:
Связи 3-5 песен с 6-ой песней а дискурсивная связь
97.76kb.
Статья Основные понятия в целях регулирования отношений в области почтовой связи применяются следующие основные понятия: почтовая связь вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных
113.43kb.
Пояснительная записка к проекту приказа Федеральной службы по тарифам «Об утверждении тарифов на услуги местной телефонной связи, предоставляемые зао «связь холдинг»
32.62kb.
Феноменологический анализ сознания в его связи с анализом герменевтическим
85.97kb.
Браслет с функцией Bluetooth-связи. Модель tbw081
35.7kb.
1. Типы межатомных связей, влияние на свойства материалов
330.27kb.
Общие настройки компьютера с установленной операционной системой семейства windows для выхода в интернет с помощью услуги gprs шаг 1: установка модема при подключении с помощью ик-порта необходимо
34.83kb.
Лат.: complexus связь, сочетание, textum связь, соединение, operator действующий; solido в целом; structura взаимосвязь, строение (см обуза)
77.34kb.
Сценарий внеклассного мероприятия в 5 классе
17.04kb.
77 Детских Песен На Бис Vol
90.95kb.
В статье постулируется существование особой семантической зоны близких друг к другу (и часто выражающихся одним и тем же показателем) глагольных значений, которую предлагается называть "антирезультативной"
606.31kb.
Связь между силой тока и напряжением. Электрическое сопротивление. Расчет со­противления проводника
92.43kb.