klevoz.ru страница 1
скачать файл

вопросы к зачету

по дисциплине «Логика»

для студентов 1 курса (бакалавриат)





  1. Логика как наука. Предмет, объект, функции логики.

  2. Место логики в системе общественных наук. Связь логики с другими науками.

  3. Структура логической науки. Основные формы познания.

  4. История возникновения и развития логики.

  5. Роль логики в профессиональной деятельности юриста.

  6. Понятие как форма мышления: общая характеристика.

  7. Элементы понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

  8. Виды понятий.

  9. Отношения между понятиями.

  10. Логические операции с понятиями: виды, элементы, правила.

  11. Суждение как форма мышления: виды, структура.

  12. Отношения между суждениями по логическому квадрату.

  13. Значения истинности сложных суждений.

  14. Вопрос: структура и виды.

  15. Ответ, виды ответов.

  16. Значение логики вопросов и ответов в профессиональной деятельности юриста.

  17. Понятие логической модальности.

  18. Деонтическая модальность. Модальные операторы.

  19. Эпистемическая модальность.

  20. Алетическая модальность.

  21. Умозаключение как форма мышления: общая характеристика.

  22. Структура и основания деления умозаключений по видам.

  23. Непосредственные умозаключения и правила их вывода.

  24. Простой категорический силлогизм: определение и структура.

  25. Общие правила простого категорического силлогизма.

  26. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.

  27. Особые правила фигур категорического силлогизма.

  28. Сокращенный силлогизм (энтимема).

  29. Сложный силлогизм и его виды.

  30. Индуктивные умозаключения: виды и условия истинности.

  31. Умозаключение по аналогии.

  32. Основные формально-логические законы, их значение в юридической практике.

  33. Закон тождества.

  34. Закон непротиворечия.

  35. Закон исключенного третьего.

  36. Закон достаточного основания.

  37. Теория аргументации: определение и структура.

  38. Цель аргументативного воздействия. Убеждения и их виды.

  39. Логическая структура доказательства.

  40. Способы аргументации: обоснование и критика.

  41. Виды прямого обоснования и особенности его применения. Виды косвенного обоснования.

  42. Критика и ее виды.

  43. Правила и ошибки в аргументации.

  44. Правила и ошибки по отношению к тезису.

  45. Правила и ошибки по отношению к аргументам.

  46. Правила и ошибки демонстрации. Софизмы и паралогизмы.

  47. Понятие и состав полей аргументации.

  48. Гипотеза: общая характеристика и виды.

  49. Этапы построения гипотезы.

  50. Способы формирования гипотез.

  51. Этапы проверки гипотез. Принципы объективности исследования.


ТЕМАТИКА

контрольных работ по логике

для студентов заочной формы обучения

(на 2013-2014 уч.г.)
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ.

1. Логика как наука о правильном мышлении.

1. Понятие о логической форме.

Задачи к теме:

1.Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, и какие пропозициональными; определите их местность

(одноместная, или двухместная, или трехместная)

а) Х – самая длинная река в мире.

б) писатель Х – современник писателя С.

2. Найдите в художественной литературе четыре сложных суждения, содержащих 5-6 простых суждений, и запишите их структуру с помощью символов.
Тема 2. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ.

1.Формы познания.

2.Понятие логической формы и логического закона.

Задачи к теме:

1.Выразите в символической форме следующие сложные суждения:

а) «Дни стояли мягкие: река долго не замерзала; от ее зеленной воды поднимался пар» (К.Паустовский

б) «Счастливы сосны и ели, вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью метели не веют» (Н.А.Некрасов).


Тема 3. ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ.

1. Формы чувственного познания.

2. Формы абстрактного мышления.

Понятие логической формы.

Задачи к теме:

1.Дай те 3-4 примера сложного выражения формулы

«Все S суть P», «Если S есть P, то P есть P».

2.Знаковое выражение «4» соответствует «2+2», «9-5», «6-2», «1+3».

Объясните сущность.

Тема 4. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ.

1. Форма эмпирического познания.

2. Содержание и объем понятия.

Задачи к теме:

Определите отношение между следующими понятиями по содержанию и по объему: «ученый», «профессор», «паук», «насекомое».


  1. Подберите понятия, отношения между которыми изображены ниже кругами Эйлера:



2. Найдите в художественной литературе четыре сложных суждения, содержащих 5-6 простых суждений, и запишите их структуру с помощью символов.




Тема 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ.

1. Типы совместимости: равнозначность (тождество), пересечение, подчинение (отношение рода и вида).

2. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.

Задачи к теме:



  1. Определить отношения между следующими понятиями:

«Глубокое озеро, неглубокое озеро».

  1. Тождественны ли следующие понятия?

Изобразите их объемы с помощью кругов Эйлера

« крокодил, аллигатор, представитель отряда водных пресмыкающихся».



Тема 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

  1. Правила явного определения.

  2. Неявные определения.

  3. Определение через аксиомы.

Задачи к теме:

1. Какие способы введения понятия в приведенных ниже примерах (сравнение, различение, описание, характеристика)? Разъясните посредством примера.

а) мед – образно говоря, кусочек солнца на тарелке.

б) декоративные травянистые растения – календула, львиный зев, астра, гвоздика и др.

2. Произведите действие ограничения над следующими понятиями: «орден», «авиация», «писатель», «офицер», «геометрия», «двигатель», «плоская фигура», «полководец», «тело», «газета».
Тема 7. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ.


  1. Правила деления понятий.

  2. Виды деления понятий.

Задачи к теме:

  1. Произведите действие деления над следующими понятиями:

«артиллерийское орудие», «пути сообщения», «планета», «четырехугольник», «рыба», «точные науки», «школа».

2. Дайте характеристику (указать вид, состав, правильность) следующих делений и классификаций. Указать на ошибки, если таковые имеются.

а) «День – промежуток между восходом и заходом солнца».

«Кит - не рыба».

«Дебют – выступление артиста перед публикой».

б) «углы бывают смежные, вертикальные и прямые».

«В эволюции органического мира выделяются два вида отбора: естественный и искусственный».

«Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет игры или её содержание, игровые действия, роли, правила».

Произведите дихотомическое деление понятия: «офицер», «музыкант», «книга», «город», «дорога».

Тема 8. ОГРАНИЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ.


  1. Сущность ограничения как логической операции.

  2. Определение обобщения и его логическое содержание.

Задачи к теме:

  1. Правильно ли проведены ограничения понятий?(круги Л.Эйлера)

«строение-беседка», «строение-комната», «населенный пункт – столица- центр столицы, центр современной столицы».

2. Правильно ли проведены обобщения?

а) береза - лиственное дерево - смешанный лес – лес;

б) улица – квартал- поселок городского типа – город – населенный пункт



Тема 9. С У Ж Д Е Н И Е.

  1. Определение суждения. Состав суждения. Субъект и предикат.

  2. Виды суждений.

Задачи к теме:

  1. Укажите логический субъект и логический предикат в следующих суждениях:

«В июле дни становятся короче», «Хвощ – споровое растение», « Некоторые птицы строят гнезда в земле».

  1. Определите вид суждения, его субъект и предикат, их распределенность:

«Все ромбы - четырехугольники».

«Некоторые растения не являются лекарственными».

«Всякий металл имеет свою температуру плавления».

Тема 10. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА С У Ж Д Е Н И Я.


  1. Суждение и предложение.

Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл.

  1. Типы суждений.

Задачи к теме:

1. Придумайте и запишите по два суждения, соответствующие повествовательным, побудительным и вопросительным предложениям.

2.Произведите отрицание следующих сложных суждений, предварительно записав формулой их структуру

-«Если вы желаете себе несокрушимого памятника, вложите свою душу в хорошую книгу».

-«Неверно, что все студенты являются спортсменами».


Тема 11. СОСТАВ ПРОСТОГО С У Ж Д Е Н И Я.


  1. Виды простых суждений (атрибутивные суждения), суждения с отношениями, суждения существования (экзистенциальные). Суждения с простыми и сложными предикатами.

  2. Категорические суждения и его виды (деление по количеству и качеству).

Выделяющие и исключающие суждения.

Задачи к теме:



  1. Определите вид суждения, его субъект и предикат.

Запишите их в виде формул.

-иногда люди допускают несправедливость;

-под лежачий камень вода не течет;

-Карачаево-Черкесия является субъектом РФ.

2. Определите вид отношения в каждом из следующих суждений:

-«Коли в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет».

-«Если враг не сдается, его уничтожают».

-«Придешь - увидишь».

-«Дай сердцу волю – заведет в неволю».
Тема 12. СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ.


  1. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности, отрицания.

  2. Понятие необходимого и достаточного условия.

Задачи к теме:

  1. Определите вид следующих сложных суждений и запишите их структуру с помощью символов: «среди афинских философов Древней Греции были материалисты, идеалисты, софисты, но не было богословов».

  2. Правильно ли построена формула для следующего сложного суждения? Если не правильно, то предложите свою формулу.

«Женщина, красивая, еще молодая, прекрасно одетая, с приятной улыбкой, степенная, склонилась над водой и от нечего делать выводит концом шелкового зонтика какие-то буквы на прибрежном песке» (О.Генри)

(a^b^c^d^e)^(f^q).



Тема 13. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУЖДЕНИЯМИ ПО ИСТИННОСТИ.

  1. Отношения совместимости: эквивалентность, логическое подчинение, частичное совпадение.

  2. Отношения несовместимости: противоречие, противоположность «логический квадрат».

  3. Правила образования противоречащих (отрицающих) суждений.

Задачи к теме:

  1. Определите с помощью «логического квадрата» отношения между следующими простыми суждениями: «Все врачи ошибаются. – Ни один врач не ошибается.»; «Некоторые металлы блестят. – Неверно, что все металлы блестят».

  2. Правильно или неправильно построена формула для данного суждения?

«Политика есть наука о разумном управлении и реализации права, опирающегося на этические нормы».

Тема 14. ДЕЛЕНИЕ СУЖДЕНИЙ ПО МОДАЛЬНОСТИ.

  1. Логическая и фактическая (онтологическая) модальности.

  2. Основные категории алетической модальности: необходимость, возможность, случайность.

  3. Понятия эпистемической, деонтической, аксиологической, временной и других модальностей.

Задачи к теме:

  1. Определите модальность суждений: «сильный озноб может быть одним из признаков малярии»; «площадь треугольника равняется половине произведения основания на высоту»; «в мае возможны заморозки»; «вероятно, урожай кукурузы в этом году будет не ниже прошлогоднего».

  2. Приведите из художественной литературы по 2-3 примера модального простого суждения.

Тема 15.ЗАКОНЫ ЛОГИКИ.

  1. Закон тождества.

  2. Закон непротиворечия.

  3. Закон исключенного третьего.

  4. Закон достаточного основания.

Задачи к теме:

  1. Какие формально-логические законы распространяются на следующие пары суждений?

«Все страусы - перелетные птицы. Ни один страус не является перелетной птицей».

«Ни одна скрипка не является духовым инструментом. Некоторые скрипки - духовые инструменты».



  1. Приведите несколько примеров, подтверждающих необходимость учета законов логики для построения правильных суждений.


Тема 16. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1.определение умозаключения.

2. понятие логического следования.

Задачи к теме:



  1. Определите, какие из следующих умозаключений будут силлогизмами, и какие – несиллогистическими умозаключениями: «Так как, а больше в, а в равно с, то, следовательно, а больше с». «Монблан ниже Эльбруса, Эльбрус ниже пика Победы, следовательно, Монблан ниже пика Победы»; «Лермонтов был предшественником Льва Толстого, Лев Толстой был современником Чернышевского, следовательно, Лермонтов был предшественником Чернышевского»; «Москва восточнее Смоленска, Казань восточнее Москвы, следовательно, Казань восточнее Смоленска».

  2. Даны три следующие посылки:

а) если целое число оканчивается на 0 или 2, то оно делится на 2;

б) Данное число делится на 2;

в) данное число не оканчивается на 0.

Вытекает ли из этих посылок логическое следствие, что число оканчивается на Аргументируйте свой ответ.



Тема 17. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.

  1. Понятие дедуктивного умозаключения.

  2. Выводы логики высказываний.

Задачи к теме:

  1. Сделайте непосредственные умозаключения (превращение, обращение и противопоставление предикату) из суждений:

а) «Ни одно простое нераспространенное предложение не имеет второстепенные члены».

б) «Ни один студент нашего института не является летчиком».

2. Запишите в виде формулы следующий силлогизм:

Если в стране произошла социальная революция, то в ней была революционная ситуация.

В стране произошла социальная революция.

В стране была революционная ситуация.



Тема 18. ИНДУКТИВНВЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.

  1. Понятие индуктивного умозаключения.

  2. Полная индукция, неполная индукция.

Задачи к теме:

1.Определите и поясните вид дилеммы:

Едет на коне добрый молодец и у развилки дорог видит камень, на котором надпись: «Поедешь налево, коня потеряешь; поедешь направо, горе наживешь; поедешь прямо – голову сложишь».

2.Существуют всего двенадцать созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Созвездие Овна расположено в поясе эклиптики, созвездие Тельца – тоже, созвездие Близнецов – тоже, созвездие Рака – тоже, созвездие Льва – тоже, созвездие Девы – тоже, созвездие Скорпиона – тоже, созвездие Стрельца- тоже, созвездие Козерога – тоже, созвездие Водолея – тоже, созвездие Рыб – тоже. Следовательно, все созвездия Зодиака расположены в поясе эклиптики.



Тема 19. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ.

1..Понятие доказательства.

2. Понятие опровержения.

3. Правила доказательного рассуждения.



Задачи к теме:

  1. Теорема. Если в АВС углы АВС равны, то и стороны АС и ВА, противолежащие этим углам, равны.

Доказательство. Предположим, что стороны АС и АВ не равны. Тогда одна из них, например, АВ, будет больше. Отложим на большей стороне АВ от точки В отрезок ВД=АС и соединим С с Д. В …. АВС и ДСВ ВД=АС, ВС есть сторона общая и ДВС= АСВ. Следовательно, ДВС и АВС, как имеющие по равному углу, заключенному между равными сторонами, равны между собой. Но ДВС есть часть АВС. Таким образом, выходит, что часть равняется своему целому. Но это невозможно, так как противоречит аксиоме, что целое больше своей части. Из этого следует, что АС и АВ не могут быть равными, следовательно, АВ=АС

2. Найдите тезис, аргументы и укажите способ доказательства. «Я не успел укрыться: внезапно налетела буря»;

«Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того как станет ясно, что он лишний».


Тема 20.. ПРОБЛЕМА. ГИПОТЕЗА. АНАЛОГИЯ.

  1. Умозаключение по аналогии и его виды.

  2. Гипотеза и ее виды.

Задачи к теме:

1. Исследуйте, какие из следующих выводов являются гипотезами и какие, выводами по аналогии:

«Если два небесных тела сталкиваются в пространстве, то большая их часть расплавляется. Не представляется столь же достоверным и то, что во многих случаях во все стороны разлетается масса осколков, среди которых многие подвергаются небольшим повреждениям, чем обломки скал при обвале».


  1. Приведите словесно описанный пример: соответствующий следующей схеме аналогии свойства:

Предмет А обладает свойствами а, в, с, д., е,f.

Предмет В обладает свойствами а, в, с, д.



________________________

Вероятно, предмет В обладает свойствами е , f.



ЛИТЕРАТУРА




1.Основная:





  1. Конституция Российской Федерации. – М.., 1993. Преамбула, Гл. 2. Права и свободы человека и гражданина.

  2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 – 1 (в редакции Федерального Закона от 06.07. 2006 – № 104 – ФЗ). – ст. 3 – 9.

  3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. Изд. 5, - М.: Юристъ, 2005.

  4. А.Д. Гетманова Логика: Учебник для вузов /. – 8-е изд. – М.: Омега-Л, 2006.

.5. Ивлев Ю.А. Логика: Учебник. М.: Проспект,2007.

6.Демидов И.В.Логика: Учебник. М.: Дашков и К, 2007.



7. Гетманова А.Г.Логика: учебник. М.; Омега-Л,2009.
2.Дополнительная:



  1. Айзенк Г.Ю. проверь свои интеллектуальные способности. - Рига, 1992.

  2. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991.

  3. Арно А., Николь П. Логика или Искусство мыслить. - М., 1991.

  4. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М., 1994.

  5. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. - М., 1994.

  6. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. - М., 1989.

  7. Гетманова А.Д. Логика. - М., 2005.

  8. Гетманова А.Д. Логика. Словарь и задачник. - М., 1998.

  9. Горский Д.П. Определение. - М., 1974.

  10. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. - М., 1993.

  11. Зегет В. Элементарная логика. - М., 1985.

  12. Ивин А.А. Теория аргументации. - М., 2000.

  13. Ивлев Ю.В. Логика. Сборник упражнений. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Дело, 2004.

  14. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М., 1986.

  15. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. - М., 1998.

  16. Кондаков. В.И. Логический словарь – справочник. – М., 1976.

  17. Кэррол Л. Логическая игра. - М., 1991.

  18. Кэррол Л. История с узелками. - М., 1973.

  19. Лихтарников М.М. Занимательные логические задачи. - СПб., 1996.

  20. Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. - М., 1980.

  21. Логика для юристов: учеб. пособие / А.Д. Гетманова. – 3-е изд. – М.: Омега- Л, 2006.

  22. Логика в задачах и упражнениях. Учебное пособие для ВУЗов, Стрелкова Н.В., М.: Щит – М., 2005

  23. Меськов В.С., Карпинская О.Ю. и др. Логика: наука и искусство. - М., 1993.

  24. Огородников В.П. Логика. Законы и принципы правильного мышления: Учебное пособие для ВУЗов., СПб.: Питер, 2004.

  25. Савин А.П. Математические миниатюры. - М., 1991.

  26. Сборник упражнений по логике. - Минск, 1995.

  27. Светлов В.А. Практическая логика. - СПб., 1995.

  28. Смаллиан Р.М. Принцесса и тигр. - М., 1985.

  29. Стрелкова Н.В. Логика в задачах и упражнениях. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Щит – М, 2005.

  30. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. - М., 1975.

  31. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. - СПб., 1996.

  32. Свинцов В.И. Логика. - М., 1987.

  33. Солодухин С.А. Логика для юристов. – М., 1998.

  34. Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. - М., 1970.

  35. Уемов А.И. Основы практической логики. - Одесса, 1997.

  36. Упражнения по логике./ Под ред. В.И. Кириллова. – М., 1993.

  37. Формальная логика. - М., 1977.

  38. Ханин М. Риторика для детей и взрослых. - СПб., 1997.

  39. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации: Учебное пособие для вузов М.: Гардарики, 2005.

  40. Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. - М., 1996.

41.Жеребкин В.Е. Логический анализ понятий права. Киев, 1976.
скачать файл



Смотрите также:
Вопросы к зачету по дисциплине «Конструирование свч устройств»
26.26kb.
Вопросы к зачету по дисциплине
150.11kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «История государства и права Беларуси»
44.95kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
29.68kb.
Вопросы к зачету по информатике 10 класс
11.13kb.
Вопросы к зачету по теории вероятностей
17.74kb.
Контрольные вопросы по «Основам религии»
36.14kb.
Примерный перечень контрольных вопросов к зачету по дисциплине «Мерчендайзинг»
38.52kb.
Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)
89.04kb.
Вопросы к экзамену (зачету) Преподаватель Титкова Н. Г
41.7kb.
Учебной работе д м. н., проф. С. Ю. Никулина 20 г. Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Статическая биохимия» для специальности 060101 Лечебное дело
54.08kb.
Вопросы к зачёту и экзамену по отечественной истории
35.19kb.